Мой дед подполковник—инженер Кузнецов А.П. - участник Великой Отечественной войны

подполковник—инженер Кузнецов Арсений Петрович

До войны он строил различные железные дороги, в том числе Байкало-Амурскую Магистраль, работал начальником партии в БАМтранспроекте, был награжден медалью «За трудовое отличие». А.П.Кузнецов входил в правительственную комиссию по принятию железнодорожных участков БАМа. Но война нарушила все планы. Все подразделения БАМа были переданы в Главоборонстрой, Полевое строительство №13. Во время Великой Отечественной войны Кузнецов руководил изысканиями на строительстве фронтовых железных дорог под Москвой, Ленинградом и Калинином, был награжден медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда".

В январе 1942 года Государственный Комитет Обороны постановил срочно начать строительство новой железной дороги вдоль Волги от Сталинграда до Саратова и на север до Свияженска 978 километров - знаменитая "Волжская рокада", которая стала железной дорогой жизни для жителей и защитников Сталинграда. По этой железной дороге удалось вывезти из Сталинграда примерно 600 паровозов, а также 26 тысяч различных вагонов с оборудованием сталинградских заводов, ранеными и беженцами. По этой же дороге к Волге отправились эшелоны с боеприпасами и войсками, это стало одним из решающих факторов победы в Сталинградской битве. На строительство был отпущен крайне малый срок - 132 дня, в сложнейших условиях, практически на линии фронта, под бомбами. Был жуткий недостаток всего, рельсы для строительства дороги везли даже с БАМа. Но дорога была построена, и за это строительство Арсений Петрович был награжден орденом «Знак Почета». Кузнецов не раз участвовал в боях с немцами, которые тоже понимали значение железной дороги и всячески старались помешать - бомбили, атаковали. Однажды в августе 1942 года он и его бойцы в течение суток отбивали атаки немцев. В этом бою Кузнецов подбил два танка, за что был удостоен медали "За отвагу". Затем Кузнецов участвовал в восстановлении фронтовых дорог Сталинград—Саропта, Сталинград— Лихая.

После Сталинградской битвы Арсений Петрович Кузнецов приказом Государственного Комитета Обороны был срочно переброшен обратно на строительство БАМ, строительство №500. Стране срочно нужен был железнодорожный выход к Тихому океану, к порту Ванино на Дальнем востоке России. Он был начальником изыскательской партии Сихотэ-Алиньской экспедиции. Многие предыдущие экспедиции окончились неудачно, многие изыскатели погибли, не сумев решить задачу в крутых и диких горах. Район через сопки Сихотэ-Алиня поразил даже опытных инженеров: «Обледенелые кручи, сугробы, ураганный ветер сечёт как дробью, каждый шаг — пытка!». Но Кузнецов смог! Он отказался от кабинетной работы начальника всей экспедиции, которую ему предлагали, как самому опытному инженеру, и помимо общего руководства взял на себя самый сложный участок - ПЕРЕВАЛ. Он отработал более 40 вариантов, без больших тоннелей и мостов, нашел уникальный путь по горным прижимам и ущельям (Удоминская петля), лично докладывал варианты Сталину. Он успел проложить трассу, не заботясь о здоровье, понимая - как это нужно стране, фронту, и погиб при исполнении служебных обязанностей - так написано на его могиле, он похоронен на месте гибели в тайге. Его именем назвали железнодорожную станцию, ручей, перевал и тоннель "Кузнецовский".

Министерство путей сообщения и краеведы считают жизнь Кузнецова подвигом, о нем издана книга "Сердце остановилось на перевале", ему посвящен специальный раздел в музее Дальневосточной железной дороги. Многие материалы были собраны школьниками пос.Высокогорный и краеведами Комсомольска-на-Амуре. О Кузнецове и сегодня помнят на Дальнем востоке - в 2012 году рядом с Кузнецовским перевалом и тоннелем был построен новый широкий тоннель, который был назван "Новый Кузнецовский тоннель", это было железнодорожное событие года.

Арсению Петровичу Кузнецову принадлежит еще одно блестящее техническое решение, сильно выручившее нашу армию в период войны с Японией. Кузнецов предложил отказаться от американских паромов и построить два отечественных на Комсомольском-на-Амуре судоремонтном заводе. Идею приняли. 31 июля 1945 года был спущен на воду первый паром, 30 сентября - второй. Во время войны с Японией эти суда перебросили через Амур около 400 паровозов, 3000 вагонов с грузами, а также десантные войска для штурма Южного Сахалина и Курильских островов. Переправа еще добрых 30 лет обеспечивала движение составов, пока через реку не перекинули мост.

О могиле Кузнецова А.П. на высокогорном разъезде "Кузнецовский" заботятся и школьники, и железнодорожники, и краеведы, и просто местные жители, которые приезжают на перевал Кузнецовский собирать бруснику - все, кто там живет, знают - кто такой был Арсений Петрович Кузнецов, и что он сделал для страны!

Таков жизненный путь настоящего человека, подполковника—инженера Кузнецова Арсения Петровича, который всю жизнь, здоровье и силы отдавшего Родине, и нам стоит брать с него пример в своей жизни, если кому-то из нас покажутся "сложными" испытания сегодняшнего дня, которые ни в какое сравнение не идут с теми, которые выпали на долю наших предков. Они справились, и мы должны быть достойны своих дедов!

книга "Сердце остановилось на перевале"- ЧИТАТЬ
авторы: Зуев Владимир Федорович, Фефилов Павел Лукич,
ISBN 5-88848-031-2, Объем 6 п.л., Формат 60 х 90/16, Тираж 1000 экз., Типография КТ РФ,

Москва, 1995 г., Издательская компания "ФИНИЗДАТ", руководитель - Любомудров Д.В.

 

Скачать книгу "Сердце остановилось на перевале" в формате PDF:

https://cloud.mail.ru/public/2PtB/4c1cYJd1P

 

Видеорассказ о Кузнецове Арсении Петровиче от внука Любомудрова Дмитрия Владимировича, в рамках проекта #ЖИВИиПОМНИ : Вспомним, кто подарил нам победу. Вспомним, кто подарил нам жизнь!

https://youtu.be/tJKVPEMOPgU

 

История Героя на портале "Бессмертный полк":

https://www.moypolk.ru/soldier/kuznecov-arseniy-petrovich-1

 

 

 

Подполковник—инженер Кузнецов Арсений Петрович в акции Бессмертный полк 2020 онлайн:

https://youtu.be/3rgwMaMJ9xs

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Волжская рокада. Железнодорожный подвиг под Сталинградом

https://topwar.ru/168781-volzhskaja-rokada-zheleznodorozhnyj-podvig-pod-stalingradom.html

"Военное обозрение", 14 марта 2020 г.

 

 

Волжская рокада – дорога Сталинградской победы

https://topwar.ru/20550-volzhskaya-rokada-doroga-stalingradskoy-pobedy.html

"Военное обозрение", г.

 

 

БАМ-Тында-Сталинград

https://rg.ru/2016/10/14/rodina-transsib-voina.html

В 1942 году бамовские рельсы были переброшены на строительство Волжской рокады, сыгравшей важнейшую роль в битве на Волге. "Российская газета", 1 октября 2016 г.

 

 

Приволжская магистраль в годы ВОВ
раздел "История железных дорог России". Железные дороги в годы ВОВ
https://company.rzd.ru/ru/9453/page/1417801?id=3&article_id=72
 


Волжская рокада
http://www.rzd-expo.ru/history/Voljskaya rokada/
 


Волжская рокада
транспортный портал "Гудок", Волжская магистраль, Выпуск № 17-18 04.05.2012, 9 полоса
https://gudok.ru/zdr/168/?ID=566347&archive=22749
 


Книга "Волжская рокада. Трудовой подвиг народа"
http://rokada73.ru/RokadaBook.pdf

 

Кузнецов, Арсений Петрович
Материал из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнецов,_Арсений_Петрович#cite_note-мм_1_2012-2

Кузнецовский тоннель
Материал из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнецовский_тоннель

 

 

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта