Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2003 год

Мнение № 32. Коммерческая эффективность росзагранбанков вызывает большие сомнения. "Существование росзагранбанков обусловлено тем, что на Западе к нам всегда относились как к изгоям" - говорит Виктор Геращенко. Однако одной из важнейших задач росзагранбанков было, как деликатно выражаются специалисты, "использование преимуществ росзагранбанков для целевого воздействия на российский валютно-кредитный рынок и рынок ценных бумаг и опосредованного кредитования бюджета". А проще говоря - скупка российских государственных долговых бумаг для поддержания их высоких котировок.

+++++++++++++++++++++  текст статьи   +++++++++++++++++++++++++

Беспокойное хозяйство

Коммерческая эффективность росзагранбанков вызывает большие сомнения. Тем не менее круг претендентов на владение этими структурами неуклонно расширяется

Экспет,#25(380) от 7 июля 2003
http://www.expert.ru/expert/current/data/rzb1.shtml?_medvs
Максим Рубченко

 

Намечавшееся на 1 июля рассмотрение Национальным банковским советом (НБС) вопроса о сроках и механизмах выхода Банка России из капиталов росзагранбанков не состоялось. Теперь наиболее вероятной датой обсуждения этого вопроса называют середину месяца, хотя и это вызывает большие сомнения, поскольку судьба наших загранбанков зависит от позиций различных инстанций, причем не только российских.

Остроты ситуации добавляет то, что в борьбу за росзагранбанки вступил мощный зарубежный игрок. Во второй половине июня Международная финансовая корпорация (IFC) объявила о предоставлении кредитов Евробанку и Moscow Narodny Bank (MNB) - по 100 млн долларов на пять лет - и Внешторгбанку в размере 200 млн долларов на семь лет. Кредит предусматривает возможность конвертации в акции банков, и, если такая конвертация произойдет, IFC может получить контрольный пакет в Евробанке и блокирующий - в MNB.

Трудно избавиться от впечатления, что кредиты приурочены к заседанию Национального банковского совета. Это заставило нас присмотреться к ситуации вокруг росзагранбанков повнимательнее.

 

Советские финполпреды

Основы системы государственных коммерческих загранбанков были заложены еще в 20-е годы прошлого века. Главной их задачей было обеспечивать расчеты по советским внешнеторговым контрактам. К моменту распада СССР система государственных кредитных организаций, созданных на территории иностранных государств, включала в себя пять банков: Banque Commerciale pour L`Europe de Paris (Евробанк, Париж), Moscow Narodny Bank (MNB, Лондон), Ost-West Handelsbank (Франкфурт-на-Майне), Donau Bank (Вена), East West United Bank (Люксембург).

В последние годы существования СССР все загранбанки входили в систему Внешэкономбанка (ВЭБ). Однако поcле 1991 года ВЭБ де-факто стал банкротом, в связи с чем на свет появилось постановление президиума Верховного совета РФ от 13 января 1992 года N2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР", которое предписывало "уставный, резервный фонды Внешэкономбанка СССР, а также здания, сооружения и иное его имущество считать находящимися в ведении Центрального банка РФ". Так, вопреки всем правилам и мировым традициям, российский Центробанк стал владельцем системы коммерческих заграничных банков.

Перетряска отечественной экономики привела к существенному изменению функций росзагранбанков: теперь они не только обслуживали внешнеторговые операции, но и они начали выдавать кредиты отечественным предприятиям, выступать в качестве посредника при привлечении инвестиций в проекты на территории России. Однако одной из важнейших задач росзагранбанков было, как деликатно выражаются специалисты, "использование преимуществ росзагранбанков для целевого воздействия на российский валютно-кредитный рынок и рынок ценных бумаг и опосредованного кредитования бюджета". А проще говоря - скупка российских государственных долговых бумаг для поддержания их высоких котировок.

Результаты, достигнутые росзагранбанками в рыночных условиях, не впечатляют: в 1992 году их суммарные активы составляли 5486 млн долларов, а за шесть лет, к 1998 году, они увеличились лишь на 7,2% и составили 5883 млн долларов. Счетная палата, проводившая проверку деятельности росзагранбанков в 1998-1999 годах, пришла к выводу, что хотя банки и пытались встроиться в новые экономические условия, основным источником их ресурсов в 90-х годах были федеральные средства. С 1992-го по 1997 год только от Внешэкономбанка росзагранбанки получили помощи на 3 млрд долларов. Примерно столько же им предоставил и Банк России за счет своих валютных резервов.

  

Жизнь после смерти

Финансовый кризис 1998 года перечеркнул все коммерческие достижения росзагранбанков: большие объемы скупленных гособлигаций, по которым был объявлен дефолт, сделали их банкротами. От закрытия росзагранбанки спасла только очередная порция финансовых вливаний от Банка России.

Благодаря этой помощи ситуация постепенно стала улучшаться. С 2001 года крупнейший из росзагранбанков, лондонский Moscow Narodny Bank, возобновил выплату дивидендов, прерванную в кризисном 1998-м. Его операционная прибыль в 2003 году должна сохраниться примерно на уровне прошлого года и составить 16 млн фунтов стерлингов. Чистая прибыль Moscow Narodny Bank в январе-апреле составила 8,2 млн фунтов стерлингов (за аналогичный период прошлого года она составляла 5,6 млн фунтов). Представители банка признают, что рост прибыли обусловлен в основном значительным ростом дохода от операций с долговыми инструментами.

Второе крупное направление деятельности росзагранбанков сегодня - кредитование, в основном через участие в синдицированных кредитах для крупных российских компаний. Moscow Narodny Bank, например, планирует в 2003 году выдать кредитов на более чем 600 млн долларов. В 2002 году банк участвовал в синдикации кредитов для таких компаний, как "Аэрофлот", "Газпром", ТНК, "Сибнефть".

Однако без финансовой помощи Банка России росзагранбанки по-прежнему не в состоянии выполнять требования надзорных органов стран пребывания. На 1 января 2002 года депозиты Банка России в Moscow Narodny Bank составляли 510 млн долларов, в Евробанке - 246 млн. Формально эти депозиты трехмесячные, но пролонгируются уже не один год.

 

Под строгим надзором

Будь у росзагранбанков еще несколько лет спокойной жизни, они с помощью Центробанка, может, и окрепли бы, и встали бы на ноги. Но их время истекло: еще в 2001 году под давлением МВФ правительство и ЦБ приняли совместную "Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации", где была зафиксирована дата выхода Банка России из капитала росзагранбанков - 1 января 2003 года. В срок не уложились. "Касьянов подумал, что это легко и просто, хотя мы его предупреждали, что это сложнейшая проблема, - вспоминает экс-глава ЦБ Виктор Геращенко. - Потому что нового владельца этих банков должны одобрить надзорные органы, которые не хотят видеть никого, кроме ЦБ: они понимают, что у нас еще идет период дикого капитализма и новым акционером может оказаться хоть бандит, хоть кто угодно".

Сегодня от российских чиновников поступают самые противоречивые сведения о позиции надзорных органов в отношении выхода ЦБ из капитала росзагранбанков. "Насколько я знаю, переговоры с надзорными органами продвинулись довольно далеко, - заявляет, например, заместитель министра финансов Алексей Улюкаев. - Надзорные органы и Англии, и Франции согласны и с самим фактом ухода ЦБ из капитала росзагранбанков, и с тем, что новыми инвесторами станут российские кредитные учреждения". А вот первый зампред Центробанка Олег Вьюгин гораздо более сдержан в оценках: "В лучшем случае в октябре мы получим представление о кандидатах на покупку, а потом начнется самое непредсказуемое - переговоры с надзорными органами".

  

Тяжкие долги

Позиция надзорных органов - далеко не единственная "непредсказуемость" в проблеме выхода Банка России из капитала росзагранбанков. Ничуть не менее сложен вопрос: а сколько стоят росзагранбанки? Ведь в их истории немало любопытных моментов. Так, весной общественность узнала, что государственный Внешторгбанк впервые в российской финансовой истории подал в суд на орган государственной власти - Центробанк и его дочерний Moscow Narodny Bank. Дело в том, что в 1993 году MNB предоставил кредит на 100 млн долларов офшорной компании "Рыбкомфлот" на покупку рыболовецких судов. Когда компания вовремя кредит не вернула, MNB вместо того, чтобы обратиться в суд, бросился за защитой в родной Центробанк. Невозврат кредита привел к тому, что MNB перестал соответствовать требованиям надзорных органов и запросто мог лишиться лицензии. Банк России, конечно, помог, дав распоряжение Внешторгбанку перечислить 100 млн незадачливым лондонским коллегам. На этом все и закончилось. Но до сих пор неизвестно, вернул ли "Рыбкомфлот" кредит, купил ли он корабли и куда вообще делись деньги. Внешторгбанк, во всяком случае, своих денег назад не получил, хотя в течение несколько лет пытался разрешить этот конфликт во внесудебном порядке. Теперь же, когда истекает срок исковой давности, составляющий по российскому законодательству десять лет, Внешторгбанк главным акционером которого уже является не Центробанк, а правительство, требует признать давнюю сделку недействительной и вернуть деньги с процентами.

А Евробанк является "счастливым" обладателем крупных пакетов государственных долговых обязательств Кубы и Северной Кореи и пакета векселей сомнительного качества на десятки миллионов долларов, предназначенных для строительства гостиницы в Братиславе.

 

Кого искать в хозяев

На сегодня более или менее определились перспективы трех из пяти росзагранбанков. Новым владельцем Ost-West Handelsbank (Франкфурт) и Donau Bank (Вена) скорее всего станет Внешторгбанк. East West United Bank (Люксембург) с высокой вероятностью достанется АФК "Система": местные надзорные органы уже дали разрешение компании приобрести сначала 15% акций банка, а потом еще 10%. Есть все основания надеяться, что рано или поздно они позволят "Системе" стать полной хозяйкой банка.

Основные вопросы связаны с судьбой двух крупнейших росзагранбанков - MNB и Евробанка. Есть целый набор возможных альтернатив, каждую из которых поддерживает та или иная лоббистская группа. Все предлагаемые решения можно условно разделить на две группы: направленные на сохранение загранбанков в государственной собственности и предусматривающие приватизацию банков.

Собственно говоря, сохранить росзагранбанки в госсобственности можно только в одном случае - передать их правительству, а точнее РФФИ. "Существование росзагранбанков обусловлено тем, что на Западе к нам всегда относились как к изгоям, - говорит Виктор Геращенко. - Если считать, что мы сейчас равные партнеры 'восьмерки', то можно на эти банки наплевать - можно продать, можно просто закрыть. Центральному банку они в общем-то не нужны. Но если наши экспортеры открывают компании за рубежом, то неужели не нужны зарубежные банки, где можно прийти и обсудить свои проблемы с людьми, которые хорошо знают нашу внутреннюю ситуацию и могут подсказать правильное решение? Или если мы собираемся вступать в ВТО и участвовать в глобализации, нам не нужны на Западе свои 'разведчики' в хорошем смысле? А если мы говорим, что Россия - золотодобывающая страна, то неужели нам не нужен банк в Цюрихе, в этом центре мирового рынка золота?"

Если загранбанки передать РФФИ, то правительство должно будет поддерживать их ликвидность и фактически покрывать смету их административно-хозяйственных расходов. Но поскольку правительство связано бюджетной дисциплиной и бюджетными процедурами, РФФИ в качестве нового владельца росзагранбанков просто физически не сможет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, что чревато быстрой и бесславной гибелью банков.

  

В частные руки

Набор вариантов по приватизации росзагранбанков уже сегодня существенно шире. Можно, например, передать росзагранбанки ВТБ. Именно этот вариант первоначально и предлагал правительству Центробанк. "Мы пытались исполнить рекомендацию МВФ очень простой политикой: сначала увеличить капитал Внешторгбанка, где мы были основным акционером, сделать его респектабельным, сделать ему имя, чтобы его принимали, давали кредиты, а потом отдать ему и загранбанки, - говорит Виктор Геращенко. - И дело тут не в какой-то хитрости - мол, мы хотим усилить свою 'дочку', дав ей заграничную сеть. Просто мы уверены, что эти банки нужны государству".

Однако продажа акций росзагранбанков ВТБ не решает проблему возврата кредитов и депозитов ЦБ, размещенных в росзагранбанках. Другими словами, росзагранбанки будут продолжать существовать на деньги ЦБ и не будет достигнута одна из главных целей их приватизации - освободить бюджет от постоянных затрат на поддержание их ликвидности. Кроме того, Внешторгбанк может столкнуться с возражениями надзорных органов Англии и Франции. "Я думаю, что вариант передачи загранбанков Внешторгбанку при его новом хозяине, который получил ВТБ за фантики, у разумных людей на Западе вызовет вопрос: дефолт 1998 года - это проблема Центрального банка или правительства, Минфина? - говорит Виктор Геращенко. - Историю они знают. Поэтому у них всегда будет сомнение: Внешторгбанк - вроде неплохо, но за ним стоит то самое правительство..."

Недавно появился еще один вариант - передать росзагранбанки менеджменту. Президент Moscow Narodny Bank Игорь Суворов заявил о готовности выкупить у ЦБ 10-15% акций MNB, а может, и весь пакет. Но реализация этого предложения упирается в два уже обозначенных вопроса: о стоимости банков и о том, как воспримут надзорные органы Игоря Суворова в качестве его хозяина.

В мае желание приобрести у Центробанка его долю в MNB изъявил консорциум двух банков - Внешторгбанка и "Еврофинанса", который сам является российской "дочкой" Banque Commerciale pour L`Europe de Paris. Представители "Еврофинанса" в неофициальных беседах заявляют, что они сумеют добиться одобрения надзорных органов на приобретение и Евробанка, и MNB, чтобы впоследствии сформировать единую банковскую группу.

Последним игроком, вступившим в борьбу за росзагранбанки, стала Международная финансовая корпорация (IFC), предоставив кредиты Евробанку, MNB и Внешторгбанку. Ведь теперь она может получить контрольный пакет в Евробанке и блокирующий - в MNB. Правда, исполнительный вице-президент IFC Питер Войке заявил, что корпорация будет участвовать в приватизации росзагранбанков только в случае проведения открытого тендера. Это означает, что вопрос об участии IFC в этой приватизации полностью зависит от решения Национального банковского совета, который должен выбрать механизм выхода Центробанка из капитала росзагранбанка.

Олег Вьюгин весной заявил, что Банк России выйдет из росзагранбанков не позднее 2004 года. Однако эксперты уверены, что независимо от того, какое решение примет Национальный банковский совет, быстрее, чем за два-три года, Центробанку с росзагранбанками не расстаться.

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта