Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - Архив 2000 года

Мнение № 10. Сотрудник НИИ Центрального Банка РФ Л.Г.Таранкова в своей статье “К вопросу об институциональном устройстве банковской системы” (газета “БИЗНЕС И БАНКИ”, №11 (489), март 2000 г., с.1, раздел “Актуальная тема”) излагает научно обоснованное мнение о необходимости развития в России множества различных форм и статусов кредитно-банковских организаций, основанное на глубоком изучении зарубежной банковской практики и банковского законодательства. Особое место уделено разъяснению особенностей и преимуществ НКО - Небанковских Кредитных Организаций.

=========  ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ  =========

Опыт функционирования российской банковской системы показывает, что целый ряд задач социально-экономического развития страны не может быть решен не только потому, что коммерческие банки не проявляют к этому должного интереса, но и в силу того, что в инфраструктуре российского рынка банковских услуг отсутствуют необходимые институциональные элементы. Еще свежи в памяти жаркие дебаты по поводу необходимости в нашей стране банков стройсбережений. Кредитных институтов подобного рода до сих пор так и нет, хотя проблема обеспечения граждан доступным по цене жильем не утратила своей остроты. С этим, казалось бы частным вопросом, связан и другой, более общий: каким должно быть институциональное устройство рынка банковских услуг? Данная проблема, как выясняется, актуальна не только для Росси, но и для стран с уже сложившейся банковской системой. Там, особенно в последней трети ХХ века, идет бурный процесс стирания различий между операциями и сегментами финансового рынка, появляются новые, достаточно сложные по своей природе инструменты и организационные структуры. К новым субъектам рынка банковских услуг можно отнести институты, работающие с разнообразными финансовыми инструментами и выполняющие нетрадиционные банковские операции, а также финансовые холдинги и компании, оказывающие вспомогательные банковские услуги. В условиях возрастания конкуренции и рыночных рисков активизировался процесс поиска новых рыночных ниш и специализации кредитных организаций. Наряду с расширением сферы нетрадиционных банковских услуг, развивается социальная специализация кредитных организаций. В частности, выделились сберегательные учреждения, а также учреждения по предоставлению потребительских ссуд, в том числе ссуд на жилье. Данные процессы потребовали законодательного упорядочения деятельности разнообразных кредитных учреждений, уточнения их организационно-правовых форм и специализации, а также объединения в унифицированные группы в целях регулирования и надзора. Адаптация норм банковского законодательства к новым процессам на финансовым рынке проводилась как на уровне Европейского союза, так и на уровне отдельных стран. Необходимая унификация норм банковской деятельности на европейском уровне осуществлялась при помощи многочисленных директив Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в которых содержались правила для всех стран – членов ЕЭС. Унификация и ориентация на интеграционные процессы на финансовом рынке проявилась и во введении в странах ЕЭС 1 января 1993 г. единого внутреннего рынка, включающего общий рынок банковских и других финансовых услуг.

Институциональное построение банковской системы находится в непосредственной зависимости от макроэкономической среды. Переходный характер российской экономики, представляющей разные формы хозяйствования и большие различия в уровнях кредитоспособности хозяйствующих субъектов, увеличивает потребность в разнообразных по масштабам и специализации кредитных организациях. Современное банковское законодательство России определяет два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации. В Законе “О банках и банковской деятельности” (редакция 1996 г.) впервые дано понятие “небанковская кредитная организация” и установлен ее правовой статус. Небанковская кредитная организация характеризуется как юридическое лицо, которое имеет право осуществлять банковские операции на основе лицензии Банка России. При ее создании требования к минимальной величине уставного капитала ниже, чем для банков, и определены в сумме, эквивалентной 100 тыс.евро. На 1 квартал 2000 г. размер уставного капитала небанковской кредитной организации в рублевом эквиваленте установлен в размере не менее 2 млн. 723 тыс.руб., для создаваемого банка – 27 млн. 230 тыс.руб., для создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка – 272 млн. 300 тыс.руб. (источник – “Вестник Банка России”, №1 от 10.01.2000 г., с.28).

В банковском законодательстве установлено, что небанковская кредитная организация является коммерческой организацией и имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли. В отличие от банка для небанковской кредитной организации предусмотрено выполнение отдельных банковских операций, допустимое сочетание которых устанавливается Банком России. Небанковские кредитные организации, так же, как и банки, могут быть образованы в форме хозяйственного общества (паевого или акционерного). Номенклатура услуг, оказываемых небанковскими кредитными организациями своим клиентам, меньше, чем у банков. В частности, им не разрешено принимать денежные средства во вклады, предоставлять долгосрочные и среднесрочные ссуды, осуществлять куплю-продажу ценных бумаг от своего имени. Тем самым из деятельности кредитной организации исключаются основные риски, которые привели к большим материальным потерям и банкротству многие российские банки в августе 1998 г. В то же время количество небанковских кредитных организаций не сократилось, а вот численность их клиентов даже возросла.

В банковском законодательстве многих зарубежных стран термин “Небанковские кредитные организации” отсутствует. Более распространенным является разделение финансово-банковских организаций на кредитные и финансовые институты. Такое разделение имеется во всех странах – членах Европейского Союза., так как там весьма развита система унификации норм банковской деятельности. Так, согласно Директиве ЕЭС по координации норм банковского законодательства от 15.12.1989 г. “Кредитный институт” - это компания, деятельность которой состоит в привлечении вкладов и других возвратных сумм физических лиц и предоставлении кредитов за собственный счет. Финансовые институты не имеют права принимать средства во вклады и другие денежные средства физических лиц на возвратной основе. Они представляют собой компании, которые не имеют статуса кредитного института и осуществляют следующие операции на рынке банковских услуг: приобретение долей участия; выдача ссуд (потребительских, ипотечных, факторинговых, внешнеторговых); финансовый лизинг; различные виды расчетов; эмиссия и управление платежными средствами (кредитные карты, дорожные и банковские чеки); выдача гарантий и поручительств по обязательствам; торговля за собственный счет или по поручению клиентов инструментами денежного рынка (векселя, фондовые ценные бумаги, валютные и процентные инструменты и др.); консультирование компаний по структуре капитала, промышленной стратегии, слиянию и приобретению других компаний; управление портфелями финансовых вложений; хранение и управление ценными бумагами. Таким образом, финансовые институты, специализирующиеся на дополнительных банковских операциях, тесно связаны с деятельностью банков и участвуют в образовании столь необходимой для рынка банковских услуг инфраструктуры.

Банковское законодательство России не выделяет и не регламентирует деятельность финансовых институтов, осуществляющих специализированные банковские услуги. Оно охватывает только сферу деятельности кредитных организаций. Однако процессы глобализации и тесного переплетения сегментов финансового рынка привели к переходу многих стран на максимально приближенное к новым процессам банковское законодательство. Например, в Германии кредитные и финансовые институты регулируются единым Законом о кредитном деле. Все участники рынка банковских услуг, действующие на основе Закона о кредитном деле (редакция 1998 г.), подразделяются на организации, имеющие и не имеющие статуса институтов. Статус институтов имеют организации, осуществляющие банковские услуги профессионально и в качестве основного вида деятельности. Институты подразделяются на кредитные институты и институты по оказанию финансовых услуг. Организации, не имеющие статуса институтов, представлены финансовыми компаниями и компаниями по оказанию вспомогательных для банков услуг. Главным отличием кредитного института является исключительное право осуществления операции по приему во вклады денежных средств физических лиц. Кредитный институт обязан также выполнять также кредитные операции. Институты по оказанию финансовых услуг, согласно Закону о кредитном деле, производят следующие операции: посредничество по приобретению и реализации финансовых инструментов (посредничество по осуществлению финансовых вложений); покупка и продажа финансовых инструментов от имени и за счет клиента; покупка и продажа финансовых инструментов за свой счет для третьих лиц; управление активами, вложенными в финансовые инструменты для третьих лиц; посредничество в депозитных операциях с компаниями, расположенными за пределами ЕС; обслуживание платежных договоров (получение денежных средств для погашения денежных обязательств); обменные и конверсионные операции с иностранной валютой. Финансовые компании как участники рынка банковских услуг, согласно Закону о кредитном деле, представлены финансовыми холдингами и смешанными компаниями.

Финансовым холдингом являются организации, дочерними предприятиями которых могут быть кредитные или финансовые институты, причем не менее чем одно дочернее предприятие должно быть кредитным институтом, принимающим вклады или другие возвратные денежные средства физических лиц и осуществляющим кредитные операции.

Смешанная компания представляет собой организацию, в состав которой в качестве дочерних входит кредитный институт или компания, осуществляющая операции с ценными бумагами. Финансовые компании выполняют такие операции, как приобретение долей участия на возмездной основе денежных требований, заключение лизинговых контрактов, торговля срочными контрактами и другими финансовыми инструментами, участие в эмиссии ценных бумаг, осуществление посреднических услуг между кредитными институтами по ссудам, консультирование, управление имуществом, вложенным в ценные бумаги и др.

Компания по предоставлению вспомогательных банковских услуг - это компания, которая не является ни институтом, ни финансовой компанией. Главная сфера ее деятельности состоит в том, чтобы управлять недвижимостью, осуществлять эксплуатацию вычислительных центров или осуществлять другие виды деятельности, которые являются вспомогательными относительно главной сферы деятельности одного или нескольких институтов. Кредитные институты могут быть в частной или публично-правовой форме. Некоторые кредитные институты действуют на основе дополнительных законов, определяющих их социальную или функциональную специализацию, а также регламентирующих их операции, нормативы и систему гарантий. В частности, к ним относятся строительные сберегательные кассы, сберегательные кассы, ипотечные банки, кредитные кооперативы и др. Согласно Закону о кредитном деле функции надзора за участниками рынка банковских услуг, имеющих статус института (кредитного или по оказанию финансовых услуг), возложены на Федеральное ведомство по надзору за деятельностью кредитных организаций (ФВН). Помимо общего надзора, осуществляемого ФВН, дополнительно существует национальный механизм надзора на уровне федерации и федеральных земель, осуществляющий контроль за публично-правовыми кредитными институтами. Этот надзор призван обеспечить выполнение данными кредитными организациями уставов, действующих применительно к ним законодательных актов, а также надлежащее выполнение возложенных на них задач.

Международные тенденции к гармонизации и унификации банковской деятельности, реализуемые через директивы ЕС, оказали влияние и на нормы банковского надзора. Вопросами всемирной координации мер по банковскому надзору и гармонизации нормативных положений банковского надзора, выходящими за пределы ЕС, занимается Комитет банковского надзора при Банке международных расчетов в Базеле. Международное сближение законодательства о банковском надзоре - это ответ органов по банковскому надзору на возросшие риски в связи с переплетением основных финансовых центров в один глобальный финансовый рынок, регулирование которого возможно только путем международной координации действий отдельных национальных ведомств по банковскому надзору.

Интересный опыт деления кредитных организаций на банковские и небанковские имеется в практике США. Так, согласно банковскому законодательству США все финансово-банковские учреждения разделены на депозитные и недепозитные. Депозитные институты, в свою очередь, подразделяются на банковские, небанковские учреждения и холдинговые компании (корпорации, владеющие банками). К Банковским депозитным учреждениям относятся коммерческие банки, сберегательные банки, отделения и агентства зарубежных банков. Небанковские депозитные учреждения представлены ссудосберегательными ассоциациями и кредитными союзами. Ссудосберегательные ассоциации принимают сберегательные вклады и выдают денежные займы своим вкладчикам под залог. Кредитные союзы представляют собой наиболее массовую форму кредитных учреждений (более 20 тыс.). Они аккумулируют средства своих членов и кредитуют их. Все депозитные институты подчиняются резервным требованиям Федеральной резервной системы и получают доступ к "дисконтному окну". Регулирование деятельности и надзор за небанковскими депозитными учреждениями осуществляют два федеральных органа: Правление системы федеральных банков по кредитованию жилищного строительства и Национальная администрация по делам кредитных союзов. К недепозитным институтам финансово-банковского рынка относятся: инвестиционные банки; инвестиционные, страховые и ипотечные компании; дилерские и брокерские конторы; пенсионные фонды; трастовые компании и др.

В российской банковской системе небанковские кредитные организации специализируются пока в сфере расчетов. По состоянию на 1 января 2000 г. в России функционировали 34 небанковские кредитные организации, в том числе клиринговые организации, расчетные палаты межбанковских валютных бирж, расчетные центры ОРЦБ ("Вестник Банка России" №3, 27.01.2000 г., с.19). Особое место среди небанковских кредитных организаций занимает АРКО - Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное в 1999 г. правительством РФ при непосредственном участии Банка России. Оно образовано в виде небанковской кредитной организации как закрытое акционерное общество. Уставный капитал Агентства, выделенный правительством России, составляет 10 млрд.руб. АРКО является государственной корпорацией. Статус Агентства, цель его деятельности, функции и полномочия определяются Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "О реструктуризации кредитных организаций". Формирование стратегической политики Агентства и принятие ключевых решений отнесено к компетенции Совета Директоров, в который входят 13 представителей правительства и Банка России. Работа Агентства с банками по их реструктуризации проводится в трех основных направлениях: во-первых, организация перехода банков под управление Агентства; во-вторых, выкуп у банков части активов в рамках согласованной программы реструктуризации; в-третьих, участие АРКО в ликвидационных процедурах. К концу 1999 г. АРКО вошло в уставный капитал 11 банков. В целом Агентство осуществляет уже 14 проектов по реструктуризации 19 кредитных организаций. Таким образом, в российской банковской практике создан прецедент образования государственной небанковской кредитной организации, имеющей статус некоммерческой организации.

В 1999 г. отмечалась положительная тенденция увеличения количества небанковских кредитных организаций, специализирующихся на осуществлении расчетов. Несмотря на это, количество и виды специализации небанковских кредитных организаций явно недостаточны. В настоящее время в структуре российского рынка банковских услуг сформировались рыночные ниши, требующие от кредитных организаций социальной ориентации и определенной специализации. В качестве основных ниш рынка банковских услуг, которые целесообразно уже сегодня занять российским небанковским кредитным организациям, можно выделить расчетные и депозитарно-клиринговые услуги, а также социальное кредитование и привлечение целевых сбережений населения.

Специализированные услуги в сфере расчетов явились первой рыночной нишей, которую заняли в России небанковские кредитные организации. В нормативных документах Банка России появился официальный термин - расчетные небанковские кредитные организации (расчетные НКО). Деятельность расчетных НКО регламентируется принятым Банком России Положением "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам и организации инкассации" №516 от 08.09.1997 г. Расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции: 1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; 2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, производить расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, а также кассовое обслуживание юридических лиц и операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. В российской банковской практике НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения от своего имени и за свой счет. Для НКО как элемента банковской системы предусмотрено создание обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Расчетные НКО вправе предоставлять кредиты клиентам - участникам расчетов по совершенным сделкам на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности.

Одно из перспективных направлений специализации расчетных НКО - межбанковский клиринг, представляющий собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований. В практике развитых зарубежных банковских систем клиринг охватывает значительную долю межбанковских расчетов. Базу для проведения клиринга составляют корреспондентские счета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальной клиринговой небанковской кредитной организации (в клиринговых центрах, палатах).

Банки - участники клиринговой палаты (центра) переводят на корреспондентские счета часть своих средств для образования первоначального капитала клиринговой НКО. В свою очередь клиринговая палата открывает корреспондентский счет в учреждении Банка России. Банки - участники клиринговой системы создают в клиринговой палате (центре) страховой (резервный) фонд для непрерывного осуществления взаимных расчетов. Средства фонда могут использоваться для краткосрочного кредитования членов клиринговой НКО в случае образования у них дебетового сальдо. Предоставление кредитной организации такой ссуды обеспечивает оперативное управление ликвидностью. Первоначально фонд создается в денежной форме, а затем переводится в государственные ценные бумаги, что позволяет получать определенный доход, а также использовать средства фонда в качестве залога для обеспечения ломбардного кредита Банка России или направлять для сделок РЕПО.

Создание клиринговых НКО осуществляется коммерческими банками и государственными структурами. Современные клиринговые НКО представлены преимущественно в форме акционерного общества закрытого типа. В 1992-1993 гг. первыми клиринговыми учреждениями стали Центральная расчетная палата (ЦРП), Межбанковский финансовый дом (МФД), Московский клиринговый центр (МКЦ), Московская расчетная палата (МРП), Банковские информационные технологии и др. В настоящее время значительно возросли масштабы деятельности этих организаций, а также скорость и качество предоставляемых услуг. Например, Московская расчетная палата в настоящее время оказывает свыше ста видов банковских услуг: срочное бесплатное открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, бесплатную установку электронной системы управления счетом банк-клиент, встречные платежи для всех категорий клиентов, зачисление денежных средств клиента "день-в-день", независимо от суммы поступления средств, инкассацию денежных средств и ценных бумаг по низким тарифам, осуществление платежей физических лиц без открытия счета и др. Результаты свидетельствуют, что расчеты через клиринговые и другие расчетные НКО значительно сокращают сроки документооборота и объем средств кредитных организаций в расчетах; позволяют производить расчеты в режиме реального времени; дают возможность оперативно управлять ликвидностью за счет получения краткосрочных кредитов для завершения расчетов; обеспечивают гибкую систему управления рисками на основе создания общего фонда поддержки ликвидности, установления лимитов оплаты дебетовых позиций и др.; значительно упрощают технику банковских операций, поскольку обработка информации осуществляется на базе электронных систем; снижают затраты на проведение расчетных операций и, следовательно, оплату клиентами этого вида банковских услуг.

В российской банковской практике недавно появилось новое перспективное направление специализации расчетных НКО - проведение денежных расчетов на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Согласно нормативным документам Расчетный центр ОРЦБ - небанковская кредитная организация, которой на основе договора с Банком России открыт корреспондентский счет в Расчетном подразделении Банка России для проведения расчетов с финансовыми инструментами на ОРЦБ. Участники Расчетного центра ОРЦБ открывают в нем на основе договора счет для проведения денежных расчетов.

На организованном рынке ценных бумаг разграничены функции Депозитарной системы (учет прав владельцев и хранение ценных бумаг), Расчетной системы (денежные расчеты по сделкам с ценными бумагами), Торговой системы (организация заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг). Расчетные НКО работают только в Расчетной системе в качестве Расчетных центров ОРЦБ. Однако современное банковское законодательство разрешает кредитным организациям осуществлять более широкий спектр профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и предусматривает лицензирование ее следующих видов: брокерской, дилерской, по доверительному управлению ценными бумагами, депозитарной, клиринговой.

В зарубежных банковских системах денежные расчеты на рынке ценных бумаг тесно связаны с депозитарной деятельностью. Специализированные кредитные институты небанковского типа предоставляют широкий спектр депозитарно - клиринговых и кастодиальных услуг. В российской банковской практике депозитарные и банковские операции совмещают только крупные банки, работая главным образом с юридическими лицами.

Рассматривая перспективы развития небанковских кредитных организаций, целесообразно допустить для них совмещение расчетной и депозитарной деятельности. Депозитарно - клиринговые НКО могли бы обеспечивать быструю перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, своевременную их оплату и поставку новым владельцам. Развитие новых институтов фондового рынка призвано способствовать его более эффективному функционированию, снижению стоимости обслуживания.

Новым перспективным направлением специализации российских небанковских кредитных организаций может быть прием целевых вкладов и социальное кредитование населения. Сегодня ссудносберегательное направление работы российских банков с населением неэффективно и не имеет социальной ориентации. Во-первых, недостаточно разнообразны и выгодны для населения формы привлечения сбережений; во-вторых, отсутствует система гарантирования вкладов граждан; в-третьих, не действует доступная и разнообразная система целевого кредитования. Населению сегодня практически невыгодно и очень сложно получить в банке ссуду на покупку жилья, образование и решение других социальных проблем. Препятствием являются требования к уровню доходов заемщиков, а также величина процентов за кредит.

В развитых зарубежных странах кредитование физических лиц выступает одним из важнейших направлений деятельности кредитных институтов. Существуют самые разнообразные виды ссуд, условия их предоставления, сроки, процентные ставки и обеспечение. Наиболее распространенными операциями по кредитованию индивидуальных заемщиков являются следующие: ссуды на приобретение и реконструкцию жилья и земельных участков, потребительские ссуды на покупку товаров длительного пользования, ссуды на образование и др.

Сегодня особенно актуальным для России является зарубежный опыт предоставления ссуд на жилье специализированными кредитными учреждениями. Примерами таких кредитных институтов могут служить строительные сберегательные кассы Германии, строительные общества Великобритании, ссудосберегательные ассоциации США, привлекающие целевые жилищные сбережения и предоставляющие своим вкладчикам ссуды на сооружение, покупку, реконструкцию зданий для жилья, а также приобретение земельных участков под застройку жилых домов и др. Ссуды специализированных ссудосберегательных учреждений недороги и поэтому очень привлекательны для лиц со средним уровнем доходов. Образование таких структур осуществляется на основе специального законодательства. Например, в Германии функционирование строительных сберегательных касс регулируется Законом о строительных сберегательных кассах. Деятельность касс основывается на специальных договорах с вкладчиками, в которых определен избранный тариф, регулирующий общую величину жилищного сбережения, норматив взноса по ссудам и вкладам, минимальную сумму сбережений, дающую право на получение ссуды, ее величину и порядок погашения. Строительные сберегательные кассы по организационно-правовой форме могут быть только акционерными обществами. Они могут иметь статус как частного кредитного учреждения, так и публично-правового. В создании публично-правовой строительной сберегательной кассы участвуют органы местного самоуправления (федеральных земель), выступающие гарантом по ее обязательствам. Такая организация не является коммерческой и в качестве приоритетной имеет социальную цель, а не извлечение прибыли. Публично-правовой статус имеют в Германии и сберегательные кассы. Их отличительной чертой является тесное взаимодействие с органами местного самоуправления. Формами такого взаимодействия являются: во-первых, участие органов власти федеральных земель в качестве учредителей сберегательных касс; во-вторых, гарантирование их обязательств. Для обеспечения надежности и устойчивости сберегательных институтов введен запрет на ведение особо рисковых операций, локализацию их деятельности определенными территориями. В качестве компенсации сберегательному институту предоставлен доступ к государственным кредитам.

В России местные органы власти также заинтересованы в функционировании социально специализированных ссудосберегательных небанковских кредитных организаций и могли бы выступить в качестве их учредителей и гарантов вкладов. В круг совместно решаемых социальных задач может входить: жилищное строительство, природоохранные мероприятия, кредитование образования, здравоохранения и др. Представляется целесообразным создание таких кредитных учреждений в форме общественных небанковских кредитных организаций и придание им некоммерческого статуса.

Банковская система России уже имеет опыт функционирования местных общественных кредитных учреждений. Так, в дореволюционный период они были широко представлены общественными учреждениями мелкого кредита. Согласно Положению 1904 г. об учреждениях мелкого кредита все многочисленные виды сословных общественных кредитных учреждений были преобразованы в общественные ссудосберегательные кассы разных территориальных образований (сельские, волостные, станичные). В 1916 г. их численность составляла около 5 тыс. Общественные ссудосберегательные кассы учреждались на одно или несколько обществ (волостных, станичных, сельских, поселковых, хуторских) на основе постановлений их общественных сходов или сборов. Основной капитал касс складывался из сумм, отчисленных данными обществами из пожертвований, отчислений от прибыли кассы. При устройстве общественной ссудосберегательной кассы могла быть получена ссуда в основной капитал кассы из средств Управления по делам мелкого кредита Государственного Банка, а также от земства, общественных организаций и частных лиц. Кассы могли также пользоваться краткосрочным кредитом в Государственном Банке. Общества, учреждающие кассу, принимали на себя ответственность по обязательствам кассы.

Всесословными общественными учреждениями мелкого кредита являлись земские кассы. Земская касса учреждалась по постановлению земского собрания. Общественные учреждения мелкого кредита не являлись коммерческими организациями, не распределяли прибыль в виде дивидендов своим учредителям. Цель деятельности учреждений мелкого кредита состояла в том, чтобы содействовать путем дешевого кредита развитию существующих мелких хозяйств. Основной капитал земской кассы формировался за счет средств земства, а также ссуды из средств Управления по делам мелкого кредита Госбанка. Земские кассы могла получать займы (в том числе и у Госбанка), принимать вклады, а также выдавать ссуды как учреждениям мелкого кредита всех типов, так и отдельным сельским хозяевам. Земским кассам разрешалось производить и посреднические операции по поручениям клиентов. Они осуществляли и функции надзора за учреждениями мелкого кредита, создаваемыми по инициативе земств. Выполняя все основные операции учреждений мелкого кредита, а также объединяя и рефинансируя отдельные мелкие кредитные учреждения на своей территории, земские кассы явились промежуточным звеном между разрозненными учреждениями мелкого кредита и государственными органами банковского регулирования и надзора.

Учреждения мелкого кредита были представлены и частными (кооперативными) кредитными организациями. Одними из первых кооперативных учреждений мелкого кредита были ссудосберегательные товарищества. Согласно образцовому уставу ссудосберегательные товарищества имели основной целью деятельности кредитование хозяйственных нужд своих членов. Основной капитал состоял из обязательных паевых взносов членов, а также отчислений от чистой прибыли и займов. Член товарищества вносил не менее одного пая установленного размера и пользовался кредитом не свыше полуторного размера своего пая. Для пополнения оборотного капитала привлекались вклады членов товарищества, прочих лиц, а также займы из средств Государственного Банка, земств, общественных и частных кредитных учреждений. Чистая прибыль шла на пополнение основного и запасного капиталов, на выплату дивидендов, а также на благотворительность. В 1895 г. появился новый вид кооперативных кредитных учреждений - кредитные товарищества, участники которых не обязаны были делать паевые взносы. Члены кредитных и ссудосберегательных товариществ несли по обязательствам и убыткам товарищества солидарную ответственность. В 1916 г. численность всех товариществ составила более 16 тыс. учреждений. Действовавшие в дооктябрьской России учреждения мелкого кредита представляли собой преимущественно специализированные учреждения. Их специализация носила социальный характер. Выполняя большой круг операций (ссудные, вкладные, посреднические), учреждения мелкого кредита специализировались на предоставлении "социального кредита" - недорогого, доступного и территориально приближенного к клиенту.

Кооперативные кредитные товарищества широко распространены и в настоящее время. Интересный и полезный опыт в этой области имеет Германия. По данным Европейского объединения кооперативных кредитных организаций, в 1998 году в Германии функционировало 2248 кредитных кооперативов, которые встречаются в городах под названием Фольксбанк, а в сельской местности - Райффайзенбанк. Их учредителями являются более 14,5 миллионов юридических и физических лиц. Деятельность таких кооперативных кредитных учреждений базируется на принципах самоуправления и солидарной ответственности. Несмотря на то что основными операциями являются получение бессрочных и сберегательных вкладов и выдача краткосрочных и среднесрочных кредитов своим членам, кооперативные кредитные товарищества постоянно расширяют ассортимент своих услуг. Изменился и социальный состав их членов. Если раньше членами такого товарищества были ремесленники, фермеры и лица, занимающиеся промыслом, то в настоящее время основная масса членов представлена средним слоем населения, работающим по найму. Головной организацией кооперативных кредитных товариществ является ДГ Банк - Дойче Геноссеншафтсбанк АГ. Он является корпорацией общественного права и имеет в качестве основной задачи содействие развитию кредитной кооперации в Германии.

Сегодня в России потребность в дешевом и доступном для населения и малого предпринимательства кредите также чрезвычайно актуальна. Без него наше сельское хозяйство не сможет развиваться ни количественно, ни качественно. Не будут решены многие социальные проблемы. Однако в современных условиях появление и развитие кредитных кооперативов сдерживается отсутствием специального государственного законодательства. Действующие сегодня отдельные кредитные кооперативы образуются на основе местного законодательства, не имеют статуса кредитных организаций и руководствуются Федеральным законом о сельскохозяйственной кооперации. В связи с этим их деятельность существенно ограничена и встречает немало организационных проблем.

В заключение следует отметить, что перспективы развития всех видов небанковских кредитных организаций во многом зависят от законодательной базы. В частности, для создания кредитных НКО необходимо принятие закона "О кредитной кооперации". Все специальные законы, затрагивающие новые возможности деятельности кредитных организаций, должны быть скоординированы с банковским законодательством. Для небанковских кредитных организаций необходимо дополнение их организационно - правовых форм институтами общественного (публичного) права. В законодательстве должно быть предусмотрено участие в качестве учредителей общественных кредитных организаций и гаранта их обязательств - органов местного самоуправления. Также необходимо предоставить возможность создания НКО как некоммерческой организации, имеющей в качестве основной цели удовлетворение потребностей своих членов в области сбережения доходов, кредитования или расчетов. Взаимоотношения с Банком России должны предусматривать специфику и социальную ориентацию деятельности НКО при лицензировании, рефинансировании, регулировании с помощью экономических нормативов. Создание новых институциональных элементов банковской системы, соответствующих процессам интеграции сегментов финансового рынка, позволит повысить качество обслуживания клиентуры, диверсифицировать риски в банковской деятельности, а также, что особенно важно, создать условия для надежности кредитных организаций и доверия к ним.

(Изложенное в статье является точкой зрения автора, необязательно совпадающей с официальной позицией Банка России.)

Возврат к Разделу "Мнения - Архив 2000"

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта