Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы - 2002 год

Мнение № 35. "Монополизация банковского сектора и недостаток капитала сдерживают развитие российской экономики" - утверждает Евгений Гавриленков (Главный экономист ИК "Тройка Диалог") в статье "Капитализм без капитала", Эксперт, №48 (355) от 23 декабpя 2002.

+++++++++++++++++++++  текст статьи   +++++++++++++++++++++++++

Капитализм без капитала
Монополизация банковского сектора и недостаток капитала сдерживают развитие российской экономики
 
Евгений Гавриленков (Главный экономист ИК "Тройка Диалог")
Эксперт, #48 (355) от 23 декабpя 2002
раздел "ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ"
адрес оригинала - www.expert.ru/expert/current/data/mnenie.shtml?_medvs

 

Российский ВВП по итогам 2002 года должен составить примерно 350 млрд.долларов по текущему обменному курсу, то есть существенно увеличиться по сравнению с предыдущим годом, когда он был равен 310 млрд. В результате повышения реального курса рубля относительно доллара ВВП в долларовом эквиваленте растет быстрее (на 13%), чем в реальном рублевом выражении. При этом ускоренными темпами растут заработная плата, доходы населения, потребление. Однако совершенно очевидно, что в перспективе такая тенденция вряд ли продолжится: иллюзия, что возможен устойчивый рост потребления при невысоких темпах роста производительности труда и при отсутствии явно выраженных структурных изменений, скоро рассеется.

В основе большинства наших бед - крайне высокая монополизация всего и вся. Монополия в жизненно важном энергетическом комплексе, монополия на транспорте, монополия в банковском секторе. Пока речь идет о государственных монополиях. Но если к этим структурам добавить десяток крупных вертикально интегрированных холдингов, то мы и получим сущностное представление о российской экономике в целом.

Серьезные структурные диспропорции, например искаженная структура внутренних цен, - питательная среда для государственно-монополистического капитализма. Основной доход получают экспортеры сырья, промышленных полуфабрикатов и энергии, которые прежде всего и заинтересованы в сохранении status quo, чтобы пользоваться преимуществами низких издержек в России и более высоких, по сравнению с внутренними, мировых цен. Они являются и основными налогоплательщиками. Государство через бюджет направляет финансовые потоки в обратном направлении - во всю остальную экономику. Доходы же конечных получателей этих трансфертов, включая пенсионеров, в итоге оседают или по крайней мере проходят через банковскую систему, главным действующим лицом которой является государственный Сбербанк. Основные получатели кредитов Сбербанка - все те же монополии или государство. Круг замыкается. Проценты по кредитам близки к нулю, а в случае с государственными ценными бумагами порой даже отрицательны. Значит, процент по депозитам должен быть еще ниже, то есть резко отрицательным (как это на самом деле и есть). Существенная часть налогов таким странным образом, по сути, возвращается монополиям. В проигрыше остается население - те налогоплательщики, которые не имеют доступа к дешевому кредиту.

Доступ к кредитным ресурсам ограничен в силу того, что в российской монопольной экономике уровень монетизации низок. Отрицательный процент по депозитам не стимулирует накопление. В настоящее время уровень монетизации российской экономики составляет около 20% ВВП. В странах же более развитых соотношение между обращающейся в экономике денежной массой и ВВП может приближаться к 100%. Даже в большинстве стран с развивающимися рынками, в государствах Восточной Европы в том числе, уровень монетизации существенно выше, чем в России.

Устойчиво высокие темпы роста при постоянном уровне монетизации экономики в 15-18% ВВП в долгосрочном плане практически невозможны: в российских условиях экономический рост объективно должен сопровождаться повышением монетизации. Именно капитализация экономики может способствовать развитию новых отраслей. Накопление капитала, повышение капитализации банковской системы будет способствовать росту кредитной активности банков. Если же уровень монетизации останется неизменным, это будет означать консервацию существующей отраслевой структуры экономики, где доминируют экспорт энергоресурсов и промышленных полуфабрикатов.

В настоящее время активы и капитал всех российских банков, за исключением Сбербанка и Внешторгбанка, малы, что в принципе не позволяет им предоставлять сколько-нибудь значимые кредиты предприятиям. При низком уровне монетизации экономики и капитализации банковской системы доминируют краткосрочные и небольшие кредиты, что сдерживает развитие новых и нетрадиционных для страны производств.

Одним из первых декретов советской власти был декрет о национализации банков. Восемьдесят пять лет спустя первые две строчки в списке крупнейших российских банков с большим отрывом от остальных занимают Сбербанк и Внешторгбанк - банки, контролируемые государством. Может, и демонополизацию экономики надо начинать с демонополизации и денационализации банков?

Низкий уровень монетизации экономики предъявляет весьма жесткие требования и к бюджетной политике, а именно: дефицитный бюджет невозможен - даже незначительный по международным меркам бюджетный дефицит в размере 3-4% ВВП в российских условиях в конечном счете означал бы прирост денежной массы, не обеспеченной резервами на 15-20%, и соответственное повышение инфляционного фона. Таким образом, низкий уровень монетизации экономики резко ограничивает возможности не только денежно-кредитной, но и бюджетной политики. В этих условиях избыточное администрирование, типичное для России, выглядит естественным логическим завершением всей нашей экономической конструкции.

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта