Нам нужен Православный банкинг!

Православный банкинг - новый инструмент

для нового поколения бизнесменов

 

Наш Патриарх Кирилл сказал - бизнес должен быть нравственным [Российская газета. 22 мая 2009]. Следование возведенному Западом в культ Примату абсолютной личной свободы имеет разрушительные последствия как для личности, так и для общества. Слава Богу, русские люди начинают это понимать, и некоторые шаги в направлении нравственного бизнеса уже делаются. Например, существует "Клуб православных предпринимателей", созданный по благословению Патриарха Алексия II, партнер Клуба Проектного Процесса. С такими структурами необходимо сотрудничать каждому объединению бизнесменов, поставив себе целью проверять каждое свое действие, проверять свои проекты на соблюдение нравственных законов, на соблюдение Заповедей Божиих. Тогда само собой будет сокращаться обман партнеров, воровство и коррупция. И не потому, что люди будут больше бояться милиции, а из-за принципиального неприятия нарушения Заповедей Божиих.

Если мы сумеем добиться заметного продвижения по пути развития нравственного и этического бизнеса, мы сможем заявить всему миру - "Смотрите, вот альтернатива хищническому капитализму, который возглавляют США - лидер псевдосвободного экономического мира. Для нас главное - не максимизация прибыли, а чтобы наши граждане имели избыток достойно оплачиваемых рабочих мест, у нас нравственные и этические правила бизнеса имеют преимущество над правилами типа "больше денег любой ценой".

Одна из возможностей России сказать "свое слово" в новом мировом экономическом порядке - это поднятие на флаг девизов  "Россия - территория нравственного и этического бизнеса", в том числе для православных - "Православный кодекс бизнеса". У других  конфессий и религий могут быть свои кодексы, главное, общество должно договориться, что такие кодексы одобряются, если они по духу соответствуют требованиям  нравственного и этического бизнеса. Таким образом получается, что Главная Атакующая Стратегия - это переход на нравственный и этический бизнес, и это должно стать руководством к действию для финансового, банковского и проектного бизнеса. Но для такого перехода нужно показать бизнесменам, что это возможно, показать инструменты повышения взаимного доверия. И одним из таких  инструментов должен стать "Православный банкинг" и соответствующие специализированные банки, о которых будет подробно сказано ниже.

В мире набирает силу "Исламский банкинг" - религиозные правила запрещают мусульманам взимать процент за пользование деньгами. Это очень важная и полезная практика, к которой нам нужно не только присмотреться, но и пойти дальше. Нам очень нужен свой «Православный банкинг», мы сделали уже немало шагов в этом направлении и приглашаем всех к сотрудничеству в разработке этой темы.

Работая в области финансирования и управления проектами, мы часто видим, как наши бизнесмены обманывают друг друга, намеренно идут на неисполнение договорных обязательств, имея деньги, не платят людям зарплату, одновременно не отказывая себе в удовольствии. При этом мы замечаем, что многие из них носят крест на груди, вероятно верят в Бога и считают себя православными христианами. Однако попытки указать им, что упомянутое выше поведение является явным грехом, нарушением Заповедей Божиих, как правило не имеет успеха. В ответ мы слышим, что мол "Не мы такие, а жизнь такая, она и виновата, а не я, все так делают, и я вынужден поступать так же".

Но мы не считаем, что наш народ безнадежен. Человек является образом и подобием Божием, и всегда способен, если захочет, преодолеть дьявольские соблазны и соблюсти Заповеди. Вот и мы после долгих лет вакханалии коррупции и взаимного недоверия и обмана начали видеть робкие зеленые ростки православного отношения к ближним не на словах, а в делах, в бизнесе. Наиболее умным и порядочным людям надоело каждый день работать в страхе, что бизнесмен - контрагент обманет, не поставит товар, не заплатит денег, убежит с вашими деньгами, что непорядочные владельцы или менеджеры банка обанкротят его и пропадет вообще весь ваш бизнес, и уже вы подведете всех партнеров и сотрудников.

К нам в Клуб Проектного Процесса, который помогает проектам корректно подготовиться к рассмотрению на кредитных и организует финансирование проектов, приходит все больше порядочных людей, которые устали бояться партнеров, и демонстрируют готовность публично заявить о строгом выполнении Заповедей Божиих в бизнесе с их стороны, готовность и желание объединять усилия с другими православными бизнесменами, вместе выработать особый регламент работы, более открытый и жесткий, препятствующий злоупотреблениям. У нас разработаны и успешно опробованы на практике механизмы реализации таких регламентов.

 

Православный банкинг - механизмы

Одним из таких механизмов для Православного банкинга является создание Специализированных низкорисковых банков "фидуциарного" (агентского) типа, которые не имеют права брать на себя риски по кредитам и иным активным операциям, а ориентированы на выполнение поручений клиентов за комиссию, финансовый контроль и обеспечение соблюдения интересов всех сторон Проектного процесса и должного исполнения обязательств всеми сторонами. Такие Спецбанки могут составить основу "Православного банкинга", снижая сами возможности некорректно воспользоваться чужими деньгами, в том числе и для самих банкиров, уменьшая соблазны и создавая благоприятную атмосферу доверия для православных бизнесменов.

 

Специализированный "фидуциарный" банк повышенной устойчивости - необходимый механизм строгого финансового контроля и повышения доверия для православных бизнесменов

Для обеспечения высокой финансовой дисциплины в рамках Проекта, противодействия коррупции и хищениям денежных средств, обеспечения высокой степени соответствия принимаемых руководством финансовых решений уровню их исполнения подразделениями, дочерними, зависимыми организациями и подрядчиками, обеспечения уровня прозрачности и управляемости финансовых потоков для достижения инвестиционной привлекательности, создания реальных механизмов защиты инвесторов и партнеров различных типов и масштабов в рамках Проектов предусмотрено наличие Специализированного Низкорискового "фидуциарного" Банка, работающий в качестве Коммерческого Казначейства (далее – Спецбанк) по  "Технологии безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов" (Свидетельство РАО №4315 от 28 июля 2000 г.). Для функционирования такого Спецбанка имеется специально сформированная команда из банковских топ-менеджеров, имеющая опыт практического внедрения и эксплуатации подобных систем, имеются специализированные банковские технологии и программное обеспечение "ФРЦ-Бюджетирование" (Роспатент №2005613187). .

Одним из последствий мирового финансового кризиса стал резкий рост рисков банков. Кризис привел к резкому падению выручки заемщиков, росту просроченной задолженности, к падению стоимости залогов и к увеличению дисконтов. Меры, предпринятые ЦБ РФ для поддержания краткосрочной ликвидности банков позволили избежать массового банкротства банков и коллапса банковской системы, однако качество кредитных портфелей банков продолжает ухудшаться. Пока банкам удается маскировать просрочку и плохие кредиты, но несмотря на заявления Правительства о завершении кризиса, большинство предприятий испытывают увеличение давления последствий кризиса, и их финансовое положение не улучшается. Это неизбежно приводит к неустойчивому положению обслуживающих их банков.

При разработке стратегий холдингов и проектов необходимо помнить, что одним из самых больших финансовых рисков является риск банкротства базового обслуживающего банка, куда поступает основной поток выручки. Мы могли убедиться в этом как в ходе банковских кризисов 1995, 1998 годов, так и в ходе текущего мирового финансового кризиса.

Причем не следует впадать в иллюзии и довольствоваться уверениями крупных банков о том, что их спасет большой капитал, давняя история, широкая клиентская база, приближенность к властям, высокие международные рейтинги и другие аргументы, которые на практике ничего не гарантируют. Как мы видели в 1998 году, разом обанкротились практически все крупнейшие банки (Инкомбанк, Менатеп, СБС-Агро, Империал, Российский кредит и другие), имевшие все перечисленные выше позитивные аргументы и многие другие. Дело в том, что сама технология работы универсальных банков, к которым в России относится подавляющее большинство банков, предполагает принятие на себя больших рисков, и это - экономическая база всей их деятельности. Из иностранных примеров банкротства известных международных банков можно привести Lehman Brothers (США), два столпа американского ипотечного банкинга "Фанни Мае" и "Фредди Мак". За весь 2009 год в США потерпели крах 140 банков, что стало абсолютным рекордом для страны. Сумма страхования четырех закрытых банков обойдется регулятору в сумму свыше 1 миллиарда долларов. В проблемном списке FDIC числятся более 400 американских банков с общим размером активов почти в 300 миллиардов долларов - это наихудший показатель за последние 15 лет. Банкротство одного из крупнейших банков США Bear Stearns и его покупка компанией JP Morgan за символическую сумму в чуть больше 200 миллионов долларов также не должна никого вводить в заблуждение - это именно банкротство. Можно продолжить список банков-банкротов в европейских странах, но нам всем нужно задуматься о причинах таких явлений с одной конструктивной целью - чтобы не допустить такого в нашей стране, учесть чужие ошибки и не повторять их, построить более качественную, более надежную банковскую систему. Основания для этого у нас есть.

Для построения надежной финансовой системы как в масштабах холдинга, так и в масштабах государства необходимо понимать 2 главные (базовые) функции банков в экономике:

1. Обеспечение взаиморасчетов

2. Трансформация ресурсов

О том, что в мировой банковской практике известны опробованные и успешные методы снижения и контроля системных рисков в банковской системе - путем разделения и специализации банков, обычно забывают в периоды устойчивого роста и вспоминают в периоды кризисов.

 

Движение стран Запада в сторону специализации банков

В США сейчас пожинают последствия вакханалии слияний коммерческих и инвестиционных банков после отмены в 1999 году известного закона "Гласса-Стигалла", введенного в 1934 году в качестве защитной меры от банкротства универсальных банков после анализа причин и последствий "Великой депрессии". Выступая в 2000 году в Вашингтоне в МВФ и в Мировом банке по поручению Госдумы, я еще тогда указывал на пагубные последствия отмены закона "Гласса-Стигалла", на дырки в балансах американских банков, на невозможность расчета реальных рисков из-за непрозрачности хедж-фондов и переупаковки деривативов. Позже он предупреждал о пагубных последствиях этого шага в статье “Небанковские Кредитные Организации как инструмент повышения инвестиционной привлекательности Российских проектов”.

Председатель Банка Англии Мервин Кинг заявил о необходимости разделения всех английских банков на ритейловые и инвестиционные, чтобы государство могло направлять помощь для спасения денег вкладчиков, а не покрывать убытки от рискованных операций инвестиционных банкиров. Он выступает за отказ от текущей модели universal banking, объединяющей в одной компании традиционные депозитно-кредитные операции с инвестиционной деятельностью на финансовых рынках.

Министр финансов Англии Алистер Дарлинг заявил о создании Спецбанка - «Банка зеленых инвестиций», который будет направлять средства на проекты по охране окружающей среды. Первоначальный капитал нового спецбанка составит £2 млрд. государственных и частных денежных средств.

Президент США Барак Обама заявил о необходимости в той или иной форме вернуться к практике законодательного ограничения банковской деятельности и нового разделения банков на коммерческие и инвестиционные. Но даже он не может пока воплотить это в жизнь - ему противостоит мощное финансовое лобби с огромными деньгами, накопленными на спекуляциях.

Однако ситуация в российской банковской сфере также далека даже от удовлетворительной. У нас практически все банки - универсальные, т.е. наша банковская система находится под той же угрозой, о которой предупреждает Председатель Банка Англии, и о которой мы говорили в печати на протяжении 10 лет. Однако и у нас есть мощное банковское лобби, которое заинтересовано в том, чтобы ничего не менять. И это лобби очень успешно работает, вопреки интересам не только общества, но даже и стратегическим интересам самой банковской системы.

Но мы не только предупреждали о грядущем кризисе, а предложили и антикризисный механизм защиты для компаний от этих рисков путем использования "Специализированных банков с ограниченными рисками".

Поскольку в России любят ссылаться на зарубежный опыт и слабо верят в собственные разработки, уместно вспомнить базовые низкорисковые банковские технологии, не одну сотню лет обеспечивавшие стабильную работу, например, швейцарских банков - так называемые "фидуциарные" технологии, т.е. Доверительные, когда бизнес размещает в низкорисковом банке деньги (например – депозит или иные активы) и дает ему поручение финансировать указанный объект и осуществлять контроль. Бизнес-риск лежит при этом на владельце депозита - это он принял решение о финансировании, и он получит основной доход. Форма финансирования может быть любой - как долговой, так и долевой. Банк при этом выступает в роли агента и получает либо комиссию, либо минимальную кредитную маржу. Так работает низкорисковый "фидуциарный" Спецбанк.

Начало работы по созданию кластера таких спецбанков не означает, что нам не нужны привычные для нас универсальные банки, ведущие обычное кредитование, которых в России подавляющее большинство. Конечно нужны, поскольку они выполняют важную функцию трансформации ресурсов. Но в системе, которая хочет быть устойчивой, все функции должны быть сбалансированы. Мы в России имеем явный перекос в сторону универсальных банков. Однако в условиях мирового финансового кризиса для компаний даже важнее кредитов стоит задача сохранения расчетов. Нет ничего страшнее для бизнеса, чем банкротство банка, в котором у него основной расчетный счет. Остановка расчетов в большинстве случаев означает потерю бизнеса. Риск банкротства универсального банка во время кризиса очень велик, и как мы видим на примере американских, английских и других банков, не спасают ни большие капиталы, ни опыт и авторитет на рынке, ни красивые, но бесполезные аудиторские отчеты, ни международные рейтинги, ни статус уполномоченных ... ничего!      

А вот низкорисковый "фидуциарный" спецбанк практически неуязвим. Неверные или неудачные инвестиционные решения его клиентов грозят спецбанку только недополучением части комиссии. Да, такой Спецбанк не дает сверхприбылей, но дает возможность  любому предприятию или холдингу обезопасить основной счет для сбора выручки, а также обеспечить усиленный банковский механизм финансового контроля и бюджетирования подразделений, дочерних и зависимых компаний, поставщиков и подрядчиков. Активные счета для инвестирования и иного распределения  где угодно, и это - реальный механизм диверсификации банковских рисков. Для удовлетворения законных требований банков-кредиторов по контролю выручки разработаны специальные механизмы, но их разбор выходит за рамки этого документа.  

А теперь представим себе, как просто можно решить задачу по доведению госденег до реального сектора при использовании низкорисковых "фидуциарных" спецбанков в качестве агентов Правительства. Спецбанк просто не имеет права использовать деньги никак иначе, чем предписано указаниями Поручителя (как Правительства, так и любого другого клиента). По сути - это "Ноев ковчег" для банковской системы во времена Нового Всемирного экономического потопа. В благополучные времена этим важнейшим вопросам не было уделено должного внимания, однако сейчас, когда на наших глазах рушатся крупнейшие мировые банки, уже никто не сможет сказать, что эта проблема не заслуживает внимания.

Именно таким низкорисковым спецбанком должен быть банк, позиционирующийся в качестве банка, обслуживающего Церковь, в качестве Православного банка, банка для православных бизнесменов. Недопустимо, чтобы банк, обслуживающий Церковь, играл на фондовом или валютном рынке, рискуя обанкротиться и поставить под удар Церковь или бросить хотя бы тень на нее и ее прихожан, послужить источником раздоров и скандалов. Наоборот, банк Церкви должен служить инструментом повышения доверия между прихожанами-бизнесменами, быть зоной, свободной от рисков обмана и злоупотребления, на практике доказывая, что и в бизнесе можно и должно соблюдать заповеди, относиться к ближним с заботой и любовью. Когда люди увидят, что можно вести хозяйство, и при этом не обманывать друг друга, наш мир приобретет новый смысл, повернется к свету из американских тупиков, многие люди найдут потерянный после краха СССР смысл жизни. Ради этого стоит потрудиться.

 

Опыт создания фидуциарных спецбанков в России

В России уже было несколько попыток создать фидуциарные банки. В качестве примера: 17 августа 1999 г. Совет Парламентского Собрания Союза Белоруси и России принял Решение № XIX-р "Об организации системы взаиморасчетов в Союзе Белоруси и России". Во исполнение этого решения Секретариат Парламентского Собрания Союза Белоруси и России 17 ноября 1999 г. вошел в число участников Небанковской Кредитной Организации (НКО) "МФД-Клиринг" (Лицензия ЦБ РФ 3305-к) с целью организации на базе НКО Клирингового Центра Союза Белоруси и России. Оценку финансовой устойчивости НКО "МФД-Клиринг" производила Рейтинговая служба "EA-Ratings" (аффилированная с ведущим мировым рейтинговым агентством Standard & Poor`s). В своем Отчете (исх.№ О190/00 от 10.10.2000 г.) Рейтинговая служба в разделе "Технологические риски" (стр.30) отметила: "Свою деятельность НКО осуществляет на основании "Технологии безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов", что также является позитивным фактором финансовой устойчивости. Однако, как это часто бывает, принятые государственные решения не были выполнены, хотя серьезных препятствий этому не было. В результате развитие этого НКО было заблокировано и его постигла печальная участь. Можно привести и другие примеры, однако можно сразу сформулировать вывод: масштабные частные и государственные проекты нуждаются в специализированной инфраструктуре, ее проектирование и создание является неотъемлемой частью проекта, попытки сэкономить на ней или отложить ее создание "на потом" часто приводят к неэффективности или и вовсе к неработоспособности и провалу всего проекта. Руководство страны не раз декларировало правильные призывы к развитию системного и проектного подходов в экономике, однако со времен ликвидации Госплана СССР отечественные ведомства не отличаются системностью подходов и наличием политической воли к последовательной реализации государственного подхода и экономической логики в проектах. Мы, банковские менеджеры, понимая всю важность стратегического планирования в проектах, даже в условиях отсутствия современного варианта Госплана сделали свой вклад в системную работу - создали для такой работы с проектами специальную операционную структуру - "Клуб Проектного Процесса", который уже несколько лет выполняет эту функцию, в частности - для межправительственных инвестиционных фондов с межгосударственных банков с участием России. Данный Клуб сегодня работает в качестве операционной системы для конвейерной обработки большого потока проектов, подбора и контроля подрядчиков для важнейших функций проектов, для формирования кредитных синдикатов и инвестиционных пулов, является частью инвестиционной инфраструктуры для крупнейших компаний и сетевых систем России, таких, как Финансово-Банковский Совет СНГ (ФБС СНГ), "Деловая Россия", Московская Ассоциация Предпринимателей (МАП), многие региональные Торгово-Промышленные Палаты, крупнейшие страховые, аудиторские и консалтинговые компании страны, международные клубы бизнесменов и инвесторов, Международный Инвестиционный Банк (МИБ) и другие партнеры.

До сих пор никто не уделяет должного внимания проблеме внутреннего противоречия в технологии работы универсальных банков, состоящей в том, что внутри банка кредитные ресурсы обезличены, и за них конкурируют активные подразделения банка. Любому банковскому менеджеру ясно, что перед руководством банка акционеры ставят в основном задачу максимизации прибыли, несмотря на громкие заявления о заботе об интересах вкладчиков. И если на Кредитном комитете сталкиваются две кредитных заявки - одна на торговое короткое кредитование под 25% годовых, и другая - на длинное ипотечное кредитование под 8% годовых, всем понятно, какая заявка победит.

Нужно понять наконец, что обычное кратко- и среднесрочное кредитование оборотных средств, долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, ипотечное кредитование и банковский контроль финансовых потоков проектов и холдингов - это все совершенно разные виды банковского бизнеса и, как врачебная практика окулистов, стоматологов, хирургов и других специалистов, должна вестись разными организациями с разными законодательными и внутренними техническими правилами, у них могут быть совершенно разные источники ресурсов и тип клиентуры.

 

Спецбанк как Коммерческое казначейство

К сожалению, стремление к прозрачности финансовых потоков слишком часто не идет дальше деклараций для публичных политических мероприятий. Спецбанк по своей сути является организацией, для которой противодействие коррупции и воровству является основным смыслом деятельности, а технологическая база позволяет осуществлять реальный ежедневный контроль за всеми платежами. Любой руководитель, который должен отвечать за деньги или за результат проекта, сможет воспользоваться Технологией Спецбанка даже на самой ранней стадии – для начальной проверки партнеров – мошенники, заявляющие о честности и прозрачности, никогда не согласятся на применение наших технологий и продуктов, т.к. они лишают их основного источника денег. Руководители и инвесторы получают таким образом в руки надежный «тестер» для партнеров. Если потенциальный партнер согласился на применение банковского контроля, то уже на 2-й стадии процесса – при разработке организационной и финансовой схемы будет ясно, какие у него используются методы финансирования и управления, Банк доложит клиенту результаты анализа, и он сможет решить – иметь ли дело с таким партнером.

Спецбанк не подменяет Федеральное Казначейство и не работает с бюджетными средствами вместо Казначейства. Но конечным получателем денег из любого бюджета является не ФГУП, а ООО или ЗАО, коммерческое предприятие, счета которого Казначейство вести не может и реально контролировать не может. Вот тут к схеме финансирования подключается Спецбанк. Особенно актуальны такие вопросы, если речь идет о совместном бюджетном и небюджетном финансировании проектов. Сейчас это весьма актуально и обоснованно, особенно – в рамках «Частно-Государственного Партнерства», однако как правило нет реальных механизмов смешанного финансирования, поэтому проекты буксуют. Данные технологии способны решать эти задачи.

Совместив подобные банковские технологии с опытом по выстраиванию механизмов государственного контроля как Национальных проектов, так и вообще крупных, значимых для страны проектов, мы получим эффективные механизмы противодействия коррупции, нецелевому расходованию средств и иным финансовым нарушениям, и как следствие – повысим эффективность экономических процессов в целом.

Новые правила работы банков во всех развитых странах базируются на противодействии финансирования терроризма, противодействии уклонению от налогов и мошенничеству, и во главу угла ставится прозрачность и контролируемость финансовых потоков. Поэтому любой проект, заранее имеющий банковский механизм контроля и снижения финансовых рисков инвестора, при прочих равных условиях получит преимущество при рассмотрении его заявки на финансирование. Созданный для данного Проекта Спецбанк сможет предложить свои услуги многим другим проектам, заложив основу принципиально нового, очень нужного всем нам сегодня кластера банковской системы. Создание спецбанков с повышенной устойчивостью и надежностью позволит России более уверенно претендовать на роль Регионального финансового центра, к созданию которого нас призывает Руководство Страны. Это подтверждают высокие оценки многих перечисленных ниже международных и Российских экспертов, которые согласились с тем, что применение Технологий Спецбанка существенно снижает риски инвестиционных проектов, а степень защиты инвесторов (как отечественных, так и иностранных) значительно возрастает.

 

Новая цель для развития общества - «Этический и нравственный бизнес»

Провозглашение новой цели для развития общества - «Этический и нравственный бизнес» вместо «Прибыли любой ценой», развитие православных и иных этических и нравственных бизнес-сообществ, консолидация вокруг этой идеи высоконравственных людей из всех стран мира.

Мы можем и должны воспользоваться тем, что в мире растет разочарование предложенной когда-то Западом и в первую очередь США парадигмой «свободного рынка», «свободного капитализма», ликвидации национальных барьеров, ведущей к всемогуществу небольшого числа транснациональных корпораций и к потере национальными правительствами рычагов управления своими экономиками и возможностей для стабилизации и развития своих наций и общества. Я глубоко убежден, что у людей должно быть как можно больше возможностей разработать и реализовать свои уникальные для каждой нации, территории, климатических, ресурсных и иных условий, культурных и этнических традиций форм и методов общественной жизни и ведения бизнеса. Только ради этого стоит бережно сохранять национальную идентичность народов, но, конечно, оснований сохранения наций и национальных государств гораздо больше.

Американская парадигма бизнеса «Прибыль любой ценой» безнравственна, ведет к хищнической эксплуатации людей и природных ресурсов, она не нацелена на заботу собственно о людях, в ней нет никаких нравственно-этических норм и ограничений. Очень образно «нравственный закон» бизнеса по-американски сформулировал первый американский миллиардер - Джон Рокфеллер. Выступая в воскресной школе, он сказал: «Американскую розу можно вырастить во всем великолепии, лишь безжалостно обрезая все слабые ростки вокруг нее. Это... всего лишь претворение в жизнь закона природы и божьего закона». Из этого понятно, кто является его богом - деньги.

Что мы можем предложить людям взамен утвердившейся сегодня в мире стихии фондового рынка, где мировыми инвестиционными потоками управляют засевшие в непрозрачных хедж-фондах спекулянты? Прежде всего необходимо напомнить верующим людям, что Бог дал людям Землю в пользование и велел созидательно трудиться, заботясь об этой земле, и вовсе не с целью заработать максимум прибыли, а с целью утвердиться и усовершенствоваться в любви к ближнему. Изначально хорошая идея, лежащая в основе рынка акций, в том, что можно предложить людям принять участие в проекте, в рисках и совместном труде для общего блага. Однако нельзя всецело полагаться на стихию рынка, не сдерживая ее рамками Заповедей Божиих и этическими нормами, советами святых отцов. Сегодня приобретение акций по большей части совершенно не означает ни участия в проекте, ни помощи проектной команде в реализации проекта, а является элементом спекулятивной игры, причем само предприятие только страдает от хаотичной беготни толп сиюминутных спекулятивных инвесторов, мечущихся в погоне за короткой прибылью. Так дьявол поймал людей в очередную ловушку. Мы не должны делать вид, что не замечаем этого. Итак, что мы можем предложить взамен?

 

Системы прямого распределения рисков в проектах

Православной альтернативой системе фондового рынка можно считать Системы прямого распределения рисков в проектах, где вхождение в проект заинтересованных сторон осуществляется в рамках инвестиционного договора, каждая сторона вносит определенный вклад в проект, ее участие обосновано и действительно нужно и полезно, и выйти из договора в любой момент, нанеся ущерб проекту и другим партнерам, невозможно без существенных потерь. Такие инвестиционные механизмы в мире давно известны, для них существует и договорная база, и судебная практика, однако использование данных систем уступает фондовому рынку.

Для того, чтобы партнеры Системы прямого распределения рисков не опасались нарушения обязательств друг другом или дирекцией проекта, и нужен Специализированный Православный контрольно-расчетный банк, о котором было рассказано выше.

Противопоставив американской парадигме свою, российскую парадигму, основанную прежде всего на принципах «Этического и нравственного бизнеса», мы должны постараться привлечь к нам всех недовольных американской парадигмой и предложить им стройную комплексную систему работы и жизни, постепенно сформировав альтернативный полюс мирового влияния и альтернативной экономической жизни, не зависящий от американских бирж, банков и рейтинговых агентств с непрозрачными методиками вычисления рейтингов, от частной Федеральной резервной системы, от манипулируемых СМИ и псевдомеждународных институтов типа ВТО, МВФ и Всемирного банка. Это - один из способов эффективного использования кризисной ситуации в мире для выхода России с позиций отстающего и догоняющего, с позиции ученика в позицию лидера и учителя одного из полюсов нового многополярного мира.

Следуя классическим принципам проектного менеджмента, эта задача также является проектом. Для подготовки к ее решению была создана специальная группа юридических лиц, в частности - Клуб Проектного Процесса, которые, пользуясь многолетним опытом управления проектами, построения банков и финансовых систем в холдингах, другими наработками, уже подготовили некоторые из необходимых технологий и механизмов. В настоящее время созданные механизмы проходят опытную эксплуатацию и могут послужить в качестве обоснования в международных экономических кругах претензий России на роль как минимум Регионального финансового центра.

Детально описать все упомянутые стратегии и механизмы в одной документе  невозможно, поэтому здесь мы лишь кратко касаемся их особенностей. Подробности заинтересованные лица могут найти в более чем 45 публикациях на сайтах www.projectclub.ru и www.LORBAT.ru или обратиться за разъяснениями в Клуб.

 

Любомудров Дмитрий Владимирович

   "Клуб Проектного Процесса", Генеральный директор

   Торгово-Промышленная Палата РФ, член Комитета по инвестиционной политике

   МОО «ГИЛЬДИЯ ФИНАНСИСТОВ», Председатель комиссии по финансированию проектов

   тел: (495) 518-4427; E-mail: LDV@projectclub.ru , LORBAT@mail.ru

 

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта