Статьи и мнения по Теме:         № 8a
"Повышение прозрачности и капитализации предприятий и банков"

 
Непрозрачен – не обгоняй
Страховые компании страдают от собственной «серости»
 
Ирина Федотова
Журнал "Компания" №22 (268) от 09 июня 2003 года, Приложение "Страхование" №3 (12)
http://www.ko.ru/document.asp?d_no=7188

 

«Схемотехника» – бич отечественных страховщиков. Реализация разного рода «схем» долгое время составляла едва ли не единственную статью дохода большинства российских страховых компаний. Вместе с тем ни один уважающий себя стратегический инвестор не станет связываться с фирмой, чья финансовая прозрачность оставляет желать лучшего. А ведь из-за низкой капитализации национального страхового рынка долгожданное введение обязательного страхования «автогражданки» грозит обернуться серией банкротств.

 

Тем не менее, несмотря на существующие риски, страховщики явно не спешат отказываться от испытанного способа зарабатывания денег.

В конце 1990-х почти все страхование жизни относилось экспертами к «зарплатным» схемам, а значительную часть имущественного страхования составляли «транспортные» схемы по перегону денег «из пункта А в пункт В». Страхование ответственности также широко использовалось для этих целей. При этом реального страхования было относительно немного: автострахование, обязательное страхование жилья, страхование от несчастных случаев, а также страхование выезжающих за границу.

Статистика говорит сама за себя. По имущественному страхованию и страхованию ответственности в большинстве случаев отмечался аномально низкий коэффициент убыточности – 0,1% (то есть страхователи платили и назад ничего не получали). А в перестрахование, преимущественно за границу, некоторыми компаниями отправлялось до 99% страховой премии (если фирма занимается страхованием, а не брокерской деятельностью, то это просто нереальный показатель).

Участники рынка хорошо помнят и так называемую рыночную схему, суть которой заключалась в «легализации» рэкета под видом страхования. Давно исчезнувшая «Центральная страховая компания» страховала имущество и ответственность торговцев на московских вещевых рынках, при этом недельная аренда торгового места стоила порядка 50 руб., а необлагаемая налогом страховка – 5000 руб. в неделю. У компании был самый большой процент перестрахования за рубеж. Таким образом, в офшоры было переведено около $15 млн.

За прошедшие годы мало что изменилось в страховых компаниях по части «прозрачности». И сегодня большинство экспертов признают, что вся «жизнь» и примерно половина имущественного страхования и страхования ответственности это те же самые «схемы».

 

Секреты «схемотехники»

Сами страховщики не очень любят распространяться на эту скользкую тему. По мнению большинства участников рынка, пока существуют «дыры» в налоговом законодательстве и у клиентов есть потребность в услугах по налоговой оптимизации, игра в «кошки-мышки» с государством будет продолжаться. Ссылаются также на то, что подобные оптимизационные схемы широко используются во всем мире. Эксперты считают, что 50% страхования в Канаде составляют «серые» схемы. А в США еще в 1940-е годы начался бум по созданию офшорных компаний (потом они стали называться «кэптивными»). Крупные ФПГ основывали их в офшорных зонах и прокачивали через них большие средства. Однако наряду с оптимизационными схемами как в Канаде, так и в США существует гигантский рынок реального страхования, чего нельзя сказать о России.

Страховые выплаты не облагаются налогом, поскольку представляют собой возмещение потерь, а не доход. Это позволяет создавать налогосберегающие схемы. По мнению адвоката Московской коллегии адвокатов «ФБК-Право» Петра Достовалова, в основе всей «схемотехники» лежит специфика страхового дела, в котором есть неконтролируемый момент наступление страхового случая.

Как заплатить кому-либо деньги, чтобы никто не узнал? Надо отдать их страховой компании, которая за несколько процентов комиссионных организует «наступление» страхового случая и выплатит контрагенту эти деньги. Еще один вариант: страховая компания получает премию по договору, где описан абсолютно «невероятный» страховой случай. Поскольку он никогда не наступит, полученную премию выплачивают кому-то другому в связи со специально для этого «нарисованным» страховым случаем. При этом страховая компания выступает финансовым посредником между двумя лицами.

Впрочем, часто это одно и то же лицо: если какое-то предприятие не хочет платить налог на прибыль, оно заводит себе «карманную» компанию, которая страхует у него все: основные средства, транспорт, грузы, строительно-монтажные работы и пр. Закон приравнивает эти расходы к затратам на производство. Естественно, что уплаченная премия через подставных лиц возвращается материнской фирме. Такие схемы, по-видимому, и являются основной причиной нежелания ФПГ расставаться со своими дочерними кэптивными компаниями.

Сейчас «зарплатные» схемы постепенно сворачиваются благодаря последним изменениям в налоговом законодательстве, которые предусматривают налогообложение выплачиваемого аннуитета в течение первых пяти лет. Это сразу же делает «зарплатные» схемы под видом страхования жизни невыгодными как для компаний, так и для их клиентов.

По мнению первого заместителя гендиректора РОСНО Владимира Гурдуса, у нас широко практикуются и менее очевидные оптимизационные схемы например, продажа медицинских услуг под видом продажи полиса ДМС. Они весьма распространены и составляют в Москве до 40% ДМС, а в регионах до 80%.

Со многими клиентами страховые компании заключают договора, в которых одна часть реальное страхование, а другая – «оптимизация». По мнению президента «Столичного страхового общества» Павла Логинова, если каким-то образом запретить «оптимизацию», например, обложив страховые выплаты налогом, то это может сказаться и на объемах реального страхования. Иными словами, если начать «резать» «оптимизация», то в результате «срежется» и реальное страхование, потому что станет экономически нецелесообразным.

Признавая, что практически любая страховая фирма отдает должное налогосберегающим схемам, большинство страховщиков не одобряют операции по отмыванию денег, когда они идут якобы на страхование, но затем возвращаются клиенту в наличной форме или же отправляются через перестрахование за границу, в офшоры. Эти схемы предмет пристального внимания правоохранительных органов, однако поймать компанию за руку не так-то просто. По словам сенатора Ильи Ломакина-Румянцева, для этого надо специально отслеживать операции по перестрахованию: это могут быть как перевод денег за рубеж, так и распределение их внутри страны, а также передача обязательств без перечисления средств (так называемая депо-премия перестраховщика). Столь широкий спектр возможностей делает перестрахование надежной основой для построения разнообразных «транспортных» схем.

 

Активное надувательство

Все, о чем говорилось выше, имеет отношение к прозрачности страховых операций, то есть договоров, которые компания заключает с клиентом. Между тем, как полагает Владимир Гурдус, более серьезной проблемой является прозрачность активов компании уставного капитала, страховых резервов и т.д. По его мнению, «надуть» компанию воздухом чрезвычайно легко сделать уставный капитал размером в 1 млрд руб. можно, купив на эту сумму необеспеченные векселя.

Со своей стороны, Ломакин-Румянцев считает причиной непрозрачности активов сложившуюся, достаточно формальную, систему государственного контроля. Страховщик ежегодно сдает соответствующую форму в надзор, предварительно приведя все свои активы в приемлемую форму. А на следующий же день все активы инвестируются, например в векселя материнской фирмы, высокодоходные ценные бумаги и пр.

«Раздувание» уставного капитала еще полбеды. Гораздо хуже, когда подобным образом поступают с резервами компании, что непосредственно связано с уменьшением ее реальной платежеспособности. Резервы это деньги клиентов, но при этом ни один клиент не имеет возможности получить информацию об их состоянии, а значит, и о степени надежности компании. И ему приходится ориентироваться на косвенные признаки: наличие международного аудита или уважаемой российской аудиторской фирмы, многолетний опыт работы на рынке и большое количество клиентов.

Впрочем, у страховых пирамид клиентов тоже немало. Ведь текущие выплаты производятся за счет получения премий от новых клиентов. В этом случае у компании заведомо нет достаточных резервов, и пирамида рушится очень быстро (в автостраховании среднее время существования пирамиды составляет два года). Отличить строителей пирамид можно по заниженным по сравнению с рыночными тарифам и по агрессивной рекламной политике. Безопасно страховаться там можно только в первый год проведения рекламной кампании.

 

Баланс для собственника

Потенциальный инвестор находится в лучшем положении, нежели клиент, в случае, если он заинтересован в прояснении положения дел внутри приглянувшейся страховой компании. Во-первых, он может заказать проверку финансовой прозрачности компании на основе стандартов МСФО, во-вторых, привлечь международный аудит. Благо опытные аудиторы легко отделяют «схемы» от реальных страховых операций.

Однако, по мнению некоторых экспертов, даже отчетность по МСФО и наличие авторитетных аудиторских заключений не являются гарантией адекватной оценки происходящего в компании. Дело в том, что многие страховщики ведут не одну и не две, а целых четыре различные системы финансового учета: первую для аудиторов, другую для налоговых органов, третью для страхового надзора и четвертую для собственников. Естественно, что когда западный инвестор каким-то образом узнает про «баланс для собственников», у компании начинаются большие проблемы. А незадачливый собственник задумывается над тем, правильно ли он выбрал объект для инвестирования.

Кстати, если фирма занимается «схемами», то, как считает аналитик по страховой отрасли ОФГ Илан Рубин, часть ее активов будет участвовать в поддерживании этих «схем». И если считать, что около 50% всех взносов – «псевдостраховые», то суммарный реальный страховой капитал также уменьшается в два раза, и, следовательно, надежность компании снижается. Интересно, что с учетом этого относительная доля иностранного капитала в суммарном капитале российских компаний увеличивается с декларируемых 5 – 7% до 10 – 14%, приближаясь к законодательному пределу в 15%. Впрочем, непрозрачность активов делает нерепрезентативной и эту оценку.