Мнения других экспертов о проблемах Российской банковской системы

АРХИВ 1996 года - всего 1 статья

Место Молдавии в мировом банковском сообществе

Газета "Деловой Мир" от 22 июня 1996 г., с.3, раздел "Экономика"

Валентин Словачевский, управляющий отделением АО КБ "Банка Сочиалэ" • КИШИНЕВ

 

Осуществляемое ныне активное взаимодействие Молдовы и Международного валютного фонда, Молдавии и Мирового банка - одно из важнейших проявлений общего процесса интеграции нашей страны в мировое сообщество. Неотъемлемое звено этого процесса - становление национальной банковской системы современного типа. Выход нашего финансового сектора на международные стандарты предполагает - как факт - существование мировой банковской структуры, в которую с помощью МВФ и МБ "подтягивается" и Молдавия. Другими словами, провинциальный новичок вступает в высший банковский свет. 

Публикуемая статья обращает внимание на то существенное обстоятельство, что при подобном "провинциальном", "периферийном'' самоопределении мы рискуем упустить реальный шанс для создания в Молдавии подлинно современной банковской структуры - не "подтягиваемой" к велениям времени, а опережающей время, не пассивно усваивающей быстро стареющие мировые стандарты, а активно участвующей в формировании новых.

Прежде всего зададим себе простые и правомерные вопросы. Насколько адекватно реальности наше "ученическое" отношение к рекомендациям уважаемых мэтров в лице МВФ и МБ? И наоборот - насколько адекватны их предложения по решению наших проблем? Наконец, насколько стабильна элита мирового банковского бизнеса? Правомерность поставленных вопросов хорошо иллюстрируется рядом примеров, взятых из зарубежной прессы

Проведенное в 1994 г фирмой "А.Андерсен" анкетирование менеджеров 400 банков из 21 страны позволило выявить типичные умонастроения западных банкиров. В происходящих глобальных изменениях формируется новая ситуация, которая станет для банковских руководителей беспрецедентным испытанием, вызовом невиданного прежде масштаба. Совершенствование стиля работы будет не только желательным, но и неизбежным для того, чтобы банк получил шанс на выживание. Но если ближайшая перспектива у европейских банков весьма неопределенная, то более отдаленная связана с серьезными преобразованиями. Таков, если вкратце, прогноз на конец текущего столетия.

Банкротство системы ссудосберегательных ассоциаций в США в конце 80-х, банковский кризис в Швеции, Финляндии и Норвегии в начале 90-х, беспомощность британских банков перед натиском Д.Сороса, выбившего в 1992 г. английскую валюту из Европейского валютного союза, кризис банковской системы во Франции в 1995 г. - вот далеко не полный перечень свидетельств того, что "их" банкам тоже не сладко.

Не меньшие трудности испытывают крупнейшие международные финансовые структуры - МВФ и МБ.

Африка - регион, в котором происходит серьезный экономический спад, сопоставимый по масштабам с ситуацией в бывшем СССР. Африканские страны "перестраиваются" в соответствии с рецептами МВФ и МБ вот уже второе десятилетие, но однозначных свидетельств их продвижения в верном направлении все еще нет. В своем обзоре "Прогресс, результаты и вызовы" Мировой банк был вынужден признать, что желаемые результаты - сдвиги к лучшему в экономике Африканского континента - пока не получены.

Возможно, самая неожиданная неудача постигла МВФ в Мексике. В конце 1994 г. разразившийся здесь финансовый кризис свел на нет стабилизационную программу МВФ, которую Мексика как примерный ученик в течение нескольких лет успешно осуществляла. Цена кризиса составила более 50 миллиардов долларов, которые срочно понадобились странам Запада и МВФ для повторной стабилизации мексиканской экономики.

Всего два года назад респектабельный английский журнал "Таймс" писал о деятельности МВФ и МБ: "Сегодня становится все очевиднее, что политика в области торговли и политика в области финансов идут в разных направлениях. Значительная часть представляемой Западом помощи "пропадает" в связи с высокими тарифами, которые получатели вынуждены платить за нее. Так что пора умерить пыл, с которым мы произносим поздравительные речи в свой адрес, восхваляя Север за помощь Югу и Запад за помощь Востоку. Часто мы откровенно лицемерим, выделяя субсидии для промышленности развивающихся стран, продукцию которой затем не допускаем на наши внутренние рынки, действуя так под давлением наших домашних политических причин.

Подводя итоги деятельности МВФ и МБ, "Таймс" писал "Начало 90-х г.г. было временем серьезных сдвигов и экономического спада. Это было время, когда одна за другой рушились казавшиеся незыблемыми аксиомы периода "холодной войны". И тем не менее эти два сооружения - МВФ и МБ, которые были квинтэссенцией "холодной войны", не поддались "эффекту домино" и устояли. Но неизбежно встает вопрос: а нуждаемся ли мы в них по-прежнему? Если да, то каким должен быть их мандат и как следует организовать их работу?".

Из приведенной информации напрашивается предварительный вывод, важный для дальнейших размышлений. Ни у лучших банков мира, ни у передовых стран, ни у флагманов международного банковского дела - МВФ и МБ - нет адекватного инструментария для работы в современной исключительно динамической -ситуации.

Следует ли из этого, что взаимодействие с МВФ и МБ лишено смысла либо очень рискованно? Отнюдь нет. Напротив, это аргумент в пользу того, чтобы придать взаимодействию МВФ и МБ с Молдавией аналитическое содержание в общем  контексте отношений между Западом и Востоком.

Идея аналитического взаимодействия не нова. Ее впечатляющий конструктивный потенциал убедительно раскрыл в статье "Молдова - повестка на XXI век" примар Кишинева С.Урскян. Эта идея обнаруживает совершенно новые возможности и для международного сотрудничества банков.

Прежде чем раскрыть смысл возможного "аналитического взаимодействия" между МБ и Молдавией, необходимо вспомнить неудачный выбор стратегии развития Мексикой. Как получилось, что внешне успешно развивающаяся страна совершенно неожиданно скатилась в кризис? Ответ на этот вопрос важен и для нас, поскольку хозяйство Молдавии состоит примерно в тех же отношениях с Западом, что и мексиканское.

По мнению экспертов, МВФ н Мексика избрали в принципе неверную стратегическую линию. Необходимые для развития крупные внешние займы увеличивали госдолг, а чтобы его уменьшить, правительство инвестировало главным образом экспортоориентированные предприятия, специализация которых неизбежно усиливала зависимость от импорта и не позволяла производить достаточно добавленной стоимости. Предприятия внутреннего рынка развивались крайне медленно. В борьбе против инфляции и для привлечения капиталов делались попытки укрепить курс песо, что ослабляло экспортный потенциал экономики и способствовало увеличению госдолга. Ухудшение торгового баланса вело к девальвации. В результате поток капитала резко сокращался, а внутренние источники развития так и не возникали. Оставалось снова обращаться за вешней помощью. И этот сценарий повторялся несколько раз. Как показал опыт (не только Мексики, но других развивающихся стран), подобная схема вообще не может привести к ощутимому успеху, даже если пользоваться поддержкой таких сильных партнеров, как США.

Для Молдавии, которая в десятки раз меньше и по населению, и по территории, чем Мексика, и не имеет такого сильного соседа, как США, резко возрастает роль адекватного выбора конкурентоспособной стратегии развития которую невозможно построить без учета глобальных тенденций в мировой экономике.

В этой связи я хочу обратить внимание на две тенденции.

Первая - становление инфраструктурной организации производства в ведущих странах мира. Суть ее в следующем. С середины XX в. стали появляться сети, обслуживающие любые производства и технологии. Сетевой принцип обеспечения общих потребностей известен давно. Так были организованы некоторые системы транспорта и связи, энергосистемы, водоснабжение, коммунальные службы. Но с 50-х гг. эта форма получила ускоряющееся развитие благодаря прогрессу коммуникации и информатики. И оказалось, что выгоднее, например, иметь постоянно функционирующую систему грузового транспорта по всему миру и продавать "места", чем организовывать разовые перевозки по заказу.

Для организации производства это означало новый шаг. Разделив две части: собственно производство конечного товара - и общую для разных производств сферу, можно далее менять предприятия, "как перчатки". После этого у развитых стран не стало проблем с производством: оставляя у себя науку, технологические разработки и образование, конкретные предприятия можно переносить куда угодно, продавать, кому угодно. При этом мировые инфраструктуры транспорта, торговли, финансов обеспечивают контакты производства и всех потребителей, где бы они ни находились. Сменился тип мирового господства: правит бал не производитель конечной продукции и даже не создатель технологии, а держатель мировой инфраструктуры.

С такой точки зрения конкурентоспособность нашей страны определяется ролью, какую она играет в глобальной инфраструктуре. Поэтому наши долгосрочные инвестиционные приоритеты выстраиваются в той иерархии, в какой они соответствуют становлению инфраструктурной конкурентоспособности Молдовы. Ведь сегодня можно иметь отличные товары и самые современные технологии и тем не менее служить сырьевым, в лучшем случае технологическим придатком держателей глобальной инфраструктуры.

Тенденция вторая - бурное развитие информационных технологий. Динамика нововведений приобрела такую скорость, что непредсказуемым изменениям стали подвергаться не только технологии и конечные продукты, но и сама глобальная банковская инфраструктура. Наиболее показательный пример - пластиковые деньги. Весь мир начал с карточек с магнитной полосой (КМП), развил эту технологию и теперь увяз в ней, стал ее заложником. Теперь Западу непросто заменить миллионы КМП. А ведь они уже вчерашний день - легко подделываются, недостаточно надежны. Не случайно половина затрат на их эксплуатацию - это компенсация потерь от хищений, неконтролируемых перерасходов и т.п. Но во Франции уже работают карточки с чипами. Это - технология XXI века, надежная, эффективная, с колоссальным спектром возможностей. Америка стоит перед тяжелейшей проблемой - как менять КМП на системы с чипами, и вынуждена будет вложить в это десятки миллиардов долларов. Страны же, подобные Молдавии, могут сразу осваивать чип-системы, становясь "центрами кристаллизации" новой банковской инфраструктуры.

Таким образом, конкуренция крупнейших корпораций мира от товаров и технологий сдвигается в область концепций, стратегий поведения на рынке. Нововведений на уровне технологии уже недостаточно. У крупных корпораций появилась потребность в международных аналитических проектах, предшествующих полномасштабным инвестиционным проектам, чтобы максимально застраховаться от неверных, чреватых крупными убытками решений.

Возвращаясь к вопросу о выборе стратегии развития, следует обратить внимание на уникальную возможность, открывающуюся перед банками Молдавии. Речь о том, что становление нашей банковской системы может быть встроено в международный аналитический проект. Проект, в соответствии с которым она участвует в формировании международных стандартов финансового сектора.

Прежде всего это касается такой области, как проектное финансирование. Это та сфера, которая может стать предметом чрезвычайно выгодного сотрудничества между МБ и молдавскими банками.

Ведь главные проблемы МВФ и МБ, с которыми они сталкиваются в развивающихся странах, - как раз проблемы проектного финансирования, то есть финансирования инвестиционных проектов в нестационарных условиях этих регионов. Мало того, для Мирового банка выгодна разработка соответствующих стандартов и по другой причине: если принять во внимание растущую нестабильность, усиливающуюся динамику перемен, все больше охватывающих и западные страны, то инструментарий, наработанный в регионах с нестационарной экономикой, окажется там весьма кстати.

Для Молдавии выгода состоит в том, что упомянутый инструментарий будет нарабатываться на ее территории, в ее условиях; а осуществление здесь соответствующего проекта даст надежную базу стабилизации и оптимизации экономики.

Но это еще не все. Путь в мировое банковское сообщество лежит через создание такой банковской системы, главным козырем которой станет именно проектное финансирование. МВФ и МБ, вырабатывая соответствующий инструментарий, в котором они крайне нуждаются, на территории Молдавии, одновременно выводят ее банковскую систему в число лидеров проектного финансирования на международном уровне.

Создание такой модельной банковской системы, которая оказалась бы адекватна условиям нестационарной экономики, может стать базой масштабных аналитических проектов наднациональной значимости. Рынок подобных проектов только начинает формироваться. Для Молдавии это очень благоприятный момент. Фактически, она имеет шансы войти в мировое банковское сообщество постольку, поскольку сумеет обеспечить у себя приоритетное развитие проектного финансирования, - другими словами, если в Молдавии появятся эффективно работающие инвестиционные банки.

Буду признателен, если Вы пришлете мне по указанным ниже адресам электронной почты любые материалы по данной теме или ссылки на них. ldv777@hotmail.com или ldv777@mail.ru или ldv777@mail.ru

С уважением, Автор Сайта - ЛЮБОМУДРОВ Дмитрий Владимирович

Возврат к Разделу "Мнения других экспертов"

Возврат к Оглавлению Русской версии Сайта